Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Поленов, Василий Дмитриевич


Поленов, Василий Дмитриевич

И.Е. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова.1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)

Творчество Василия Дмитриевича Поленова – одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.

Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины "Московский дворик" "Бабушкин сад"; "Христос и грешница" принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода "знаками" отечественного изобразительного искусства.

Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

В 1888 году художник писал в одном из писем: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит". Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863-1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872-1876 Италию, Францию и Германию как "пенсионер" Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881-1882, 1899 × 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877-1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом "Товарищества передвижников".

Испытал влияние современной французской живописи, в особенности пейзажистов-барбизонцев и П.Делароша. В духе романтического историзма Делароша написан ряд его ранних картин (Право господина, 1874). Но естественней всего его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично соединились традиции "барбизонцев" и лирического "пейзажа настроения" в духе А.К.Саврасова. Таковы Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1878), Заросший пруд (1879; все картины – в Третьяковской галерее). В большинстве случае это не чисто природные, и историко-природные, по-своему поэтико-археологические образы, – подобно массе этюдов, созданных мастером на Балканах и Средиземноморье. Эти этюды послужили подходами к его знаменитому "евангельскому циклу" (Христос и грешница, 1886-1887, Русский музей, Петербург; и др.), где художник в духе Л.Н.Толстого стремился противопоставить церковному канону "правду среды и быта", "Христа-человека".

Тенденции модерна – с его волей к созданию синтетических "сверхпроизведений" – ярче всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера Призраки Эллады с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии. С 1910 художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 – Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова). Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал "народные" спектакли и концерты, что тоже отвечало исконной программе модерна с его лозунгом "искусство вместо революции".

Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося – в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в соавторстве с В.М.Васнецовым, 1881-1882) и Бехове под Тарусой (1906), – вклад в развитие "русского стиля". Характерная для этих храмов стилизация под национальное Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (1891-1892) и мастерской там же (т.н. Аббатство, 1904), где Поленов-зодчий выступил как предтеча функционализма. После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой России, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-1895) были, в частности, И.И.Левитан, К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов и А.Я.Головин.

Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 – Поленово) 18 июля 1927.

Литература:
В.Д.Поленов. Письма, дневники, воспоминания. М. – Л., 1950
В.Д.Поленов, Е.Д.Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964
Пастон Э.В. В.Д.Поленов. СПб, 1991

Работы