Холст, масло. Частное собрание. Санкт-Петербург
Талант и художественное мастерство Василия Тропинина были таковы, что многие принимали его портреты за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу «русского Грёза». Василий Андреевич занял в московской культурной жизни ту нишу, которая до него пустовала, и стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников и гармонию, и противоречивость московской жизни.
По замечанию А.Н. Бенуа, что для Петербурга значил Кипренский, то для Москвы, если не больше, – Тропинин. Отсюда непринужденно-бытовая, «домашняя» интонация его портретов, ощущение близкого знакомства с моделями будто бы живущими по соседству. Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственным эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека.
«Портрет В.И. Ершовой с дочерью» – один из лучших у художника. Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Однако при сохранении идеи произведения – показать душевное родство близких людей – вместо характерного для таких портретов намеренного выражения чувств с оттенком театральности, Тропинин передает непосредственное проявление материнской нежности и гордости своим ребенком. С любовью к маленькой модели выражено эмоциональное состояние девочки, доверчиво прильнувшей к матери, ищущей у нее поддержки. Атмосфера теплоты и домашности качественно выделяет «Портрет В.И. Ершовой с дочерью» в ряду работ того же типа в русском и западноевропейском искусстве.
|
|