Джотто, ди Бондоне 1266/1267, Колле ди Веспиньяно – 1337, Флоренция. Итальянский живописец (работал также в области архитектуры). Мастер флорентийской школы. Учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300), Падуе (ок. 1305-1308), Неаполе (ок. 1328-1333), Милане (ок. 1335-1336) и других городах Италии. В 1327 записан в цех флорентийских живописцев. С 1334 возглавлял строительство флорентийского собора и его колокольни (кампанилы). Среди не дошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичную композицию Навичелла на фасаде римской раннехристианской базилики Св. Петра, живописные циклы Знаменитые люди, выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти. Ряд исследователей приписывают Джотто обширный цикл росписей История св. Франциска (ок. 1297-1299, Ассизи, верхняя церковь Сан Франческо). Однако не менее авторитетным является мнение, что автором цикла был анонимный мастер, условно называемый Мастером Св. Франциска.
В творческом формировании Джотто значительную роль сыграло его знакомство с римскими работами Каваллини. Но решающей для него оказалась особая атмосфера флорентийской культуры конца XIII – начала XIV в., переживавшей время мощного подъема, проникнутой демократическим началом, сформировавшей новые нравственные ценности, новое представление о человеке. Наряду со своим великим современником Данте Джотто наиболее полно выражает ее дух. Немаловажное значение для Джотто имели также учеба у Чимабуэ, знакомство с работами крупнейших тосканских скульпторов Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио.
Джотто является крупнейшим реформатором итальянской живописи, решительно преодолевшим средневековые итало-византийские традиции, утвердившим в искусстве новые этические идеалы и изобразительные принципы, которые получили дальнейшее развитие у мастеров Возрождения. Используя ряд известных в его время приемов – угловые ракурсы изображенных зданий и упрощенную, так называемую античную перспективу без единой точки схода, – он придал в своих работах неглубокому сценическому пространству необычную для его эпохи цельность и четкость структуры. Он разработал отличный от дымчатой, восходящей к античным традициям светотени Каваллини принцип энергичной светотеневой моделировки при помощи постепенного высветления основного, достаточно плотного и насыщенного красочного тона, что позволило ему сохранить яркость, чистоту цвета, его декоративные функции. Этот принцип оставался господствующим в итальянской монументальной живописи вплоть до XVI в.
В дошедшем до нас наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дельи Скровеньи (капеллы дель Арена, ок. 1305-1308, Падуя), видимо, построенной по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл, объединенный общим религиозно-символическим началом, включает в себя роспись коробового свода, уподобленного небесной тверди с золотыми звездами и медальонами с изображениями Христа, Девы Марии и пророков, композицию Страшный суд на западной стене, 34 сцены из жизни Девы Марии и Христа, расположенные в три ряда на боковых стенах, и тематически связанную с этими сценами роспись алтарной стены. Сцены из жизни Девы Марии и Христа определяют характер росписей капеллы, поразительную физическую и человеческую достоверность раскрывающегося на стенах церкви мира. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера; построенное на насыщенных, плотных красочных тонах цветовое решение сообщает ансамблю росписей праздничную декоративность. Земная жизнь Девы Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически величественного, полного высокого нравственного смысла бытия, соотносимого в то же время с событиями и испытаниями реальной человеческой жизни. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, простыми по облику постройками, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи, коренастые, широколицые, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных, задрапированных крупными складками тканей, наделенные достоинством, нравственной силой, сдержанной глубиной чувств.
Дальнейшую эволюцию творчества Джотто представляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци в хоре флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-1325). Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных по три друг над другом на боковых стенах и решенных более сложно, чем в капелле дель Арена. В этих росписях возрастает роль архитектурного фона, который ограничивает и четко формирует сценическое пространство, сами постройки становятся более сложными и многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохи Джотто. В сложных многофигурных сценах появляется больше подробностей и повествовательных моментов. Наконец, Джотто интересует передача довольно сложных пространственных и оптических эффектов. В росписях капеллы Перуцци, посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображает архитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа в капеллу. В посвященных св. Франциску Ассизскому росписях капеллы Барди он находит другое, впоследствии широко использованное мастерами Возрождения решение, делая фоном фронтально развернутую архитектурную декорацию, изображенную в античной перспективе, объединяющую действие и придающую композиции упорядоченность и равновесие. Возможно, в мастерской Джотто были предприняты и первые попытки применить классическую линейную перспективу с одной точкой схода; в 1320-х ее использовал анонимный ученик Джотто, т. н. Мастер Детства Христа, в росписях нижней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи.
Заметное место в творческом наследии Джотто занимает монументальный алтарный образ Мадонна на троне (Мадонна Оньисанти, ок. 1310, Флоренция, галерея Уффици) с его безупречной архитектоникой, простотой, материальной ощутимостью всего изображенного, спокойной силой, исходящей от фигуры Мадонны.
Джотто оказал огромное влияние на развитие итальянской живописи XIV в., формирование ее ведущих школ. Из его мастерской вышла целая плеяда видных художников: Таддео Гадди, Мазо ди Банко, анонимные талантливые живописцы, работавшие в нижней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи (т. н. Мастер сводов, Мастер Св. Магдалины, Мастер детства Христа). В последней четверти XIV в. наследие Джотто стало мощным импульсом новых художественных открытий для работавших в Падуе Джусто ди Менабуои и Альтикьеро. К наследию Джотто неоднократно обращались и ведущие мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.
Лит.: Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М., 1940; Данилова И. Е. Джотто. М., 1970; Лазарев В. Н. Образ человека у Джотто. О своеобразии живописного языка Джотто // Старые итальянские мастера. М., 1972; Siren O. Giotto and Some of His Followers. Cambridge, 1917; Rintelen F. Giotto und die Giotto-Apokryphen. Basel, 1923; Battisti E. Giotto. Geneve, 1960; Vigorelli G. C., Baccheschi E. L’opera completa di Giotsto. Milano, 1974.