Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Поклонение волхвов


Загрузить в полном масштабе 640x768, 122k

Доменико Гирландайо
Поклонение волхвов  [1488]

Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция


Святой Матфей в своем Евангелии рассказывает о мудрецах с Востока, которые во время Рождества Христова пришли в Иерусалим и спрашивали, где родившийся Царь Иудейский. Узнав это, царь Ирод встревожился и послал их искать Иисуса в Вифлеем. Указывая путь, перед ними взошла звезда. Когда мудрецы разыскали в Вифлееме Марию и ее Сына, они преклонились перед божественным Младенцем и поднесли ему дары: золото, ладан и смирну. Сцена, в которой мудрецы поклоняются Младенцу Христу, называется «Поклонение волхвов». Существует традиция изображать волхвов, похожими на царей, ибо в Псалтыре написано: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань… и поклонятся ему все цари» (Псалт. 71:10-11).

Волхвов, согласно христианской традиции, звали Каспар, Мельхиор и Вальтасар. Принесенные ими Христу дары имеют символический смысл: золото – царю, ладан – Сыну Божьему, а смирну, которая является символом смерти, – Страдальцу. Для христианина эти дары символизируют принесение Христу благоденствия, силы, а также выражают преклонение перед Ним и готовность служить Ему.

Гирландайо получил заказ на большое «Поклонение волхвов» для алтаря Оспедале дельи Инноченти (Воспитательного дома) в 1485 году. Заказчиком выступил настоятель Франческо ди Джованни Тезори, весьма заботившийся о художественных сокровищах Оспедале. Алтарь был завершен в 1488 году – дата написана вверху справа на древнем архитраве: «МСССCLXXXVIII». Его атрибуция Гирландайо – разумеется, с участием мастерской – никогда не подвергалась сомнению.

Об этом алтарном образе подробно пишет Вазари: «В церкви Инноченти он написал темперой на дереве волхвов, весьма одобренных. Прекраснейшие головы как у молодых, так и у старых отличаются там разнообразием лиц и выражений, и в особенности в лице Богоматери проявляется та благородная красота и грация, какие только доступны искусству при изображении матери Сына Божьего». Работа датирована и она относится ко времени, когда Гирландайо с помощниками работал над фресками большой капеллы церкви Санта Мария Новелла. Так же необъятен залитый светом пейзаж; стена в глубине вовсе не замыкает перспективу и не сокращает пространство, но способствует его увеличению.

По желанию настоятеля Тезори пределла алтаря иллюстрировала эпизоды жизни Марии. Сцены написал один из учеников Гирландайо, Бартоломео ди Джованни, как то подтверждают документы и характерная удлиненность фигур. «Поклонение волхвов» оставалось в алтаре до 1786 года, когда интерьер церкви был переделан и образ поместили на стену за алтарем.