Холст, масло. 293,4 x 135,9. Галерея Тейт, Лондон
Творчество прерафаэлитов, к Братству которых принадлежал Эдвард Берн-Джонс, тесно связано с литературой, с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников.
Берн-Джонс не хотел, чтобы картина была связана к каким-либо особенным временем или местом, но с воображаемым миром. Картина воплощает многие идеалы прерафаэлитов – рыцарство, красоту, романтизм и поиск совершенной любви.
Художник сделал много эскизов к этой картине, сюжетом которой он был сильно увлечен. Содержанием её является история короля, влюбившегося в скромную девушку-нищенку, прелесть и добродетельность которой (Теннисон пишет о ней: «сама красота, как ангел чиста») оказались для него дороже царства. Подобный рассказ типичен для викторианской эпохи, ставящей добродетельную женщину выше земных богатств.
Сюжет картины взят из стихотворения, написанного в 1612 г. Стихотворение рассказывает историю о короле Африки, чьё отвращение к женщинам было побеждено прекрасной нищей девушкой. Композиция была вдохновлена Гривелли и образами «Мадонна делла Виктория» Мантенья. Когда картина была выставлена в Париже, у поэтов декаданса она вызвала восторг, особенно ноги девушки: «кровь цвета слоновой кости». Интересно заметить, что Берн Джонс, который обладал остроумием и особым чувством юмора, создал карикатуру на эту картину, как будто она была написана Рубенсом (которого он особенно не любил) с натурщицы, имеющей пышные формы, в отличие от тонкой как тростинка девушки с его оригинальной картины.
|
|