Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Гертген, тот-Синт-Янс


Гертген, тот-Синт-Янс

Гертген тот Синт Янс (между 1460 и 1465 – до 1495)

Поистине, он уже в утробе матери был живописцем.

Альбрехт Дюрер

Подобно тому как поблизости вечно белых, пустынных Альп и других высоких гор вода, текущая с разных сторон маленькими ручейками, собирается , наконец, в широкие реки и каналы и затем быстро течет к безбрежному океану, так точно и наше искусство живописи, первоначально зарождавшееся то в одном, то в другом месте, постепенно при помощи могучих, пролагавших новые пути умов дошло до высокого совершенства.

Старинное предание говорит, что город Гаарлем в Голландии искони или по крайней мере, уже с очень давнего времени славился весьма хорошими, если не самыми лучшими, живописцами во всех Нидерландах. Справедливость этого утверждения подтверждается тем, что там жили такие знаменитейшие мастера прошлого как Альберт ван Оуватер, Гертген ван Сент-Янс, Дирк Боутс.

Гертген тот Синт-Янса родился между 1460 и 1465 годами, вероятно, в Лейдене. Деятельность Гертгена тот Синт-Янса началась в Гарлеме в конце 15 в. до нас не дошло никаких документов о его жизни. Место его рождения установлено по гравюре Теодора Матама (около 1625), воспроизводящей одну из картин Гертгена. На этой гравюре имеется надпись, указывающая на Лейден – родину художника – "Гертген Лейденский".

В юности Гертген был учеником вышеупомянутого Альберта ван Оуватера в и во многих отношениях не только был равен своему учителю, но превосходил его, особенно же силою своих образов, композиций, красотой фигур и передачей чувств. Затем некоторое время был в Брюгге. В списках гильдии миниатюристов этого города за 1475-1476 годы упоминается о "Гертгене Голландце". Основной источник сведений о Гертгене – "Книга о художниках" ван Мандера, но сведений этих ничтожно мало.

Ван Мандер рассказывает, что Гертген тот Синт-Янс жил в монастыре кавалеров ордена св. Иоанна в Гаарлеме, почему и получил свое прозвище – "маленький Герард из Братства Св. Иоанна". В этом монастыре он жил и работал, не вступая, однако, в орден. Лучшие его работы выполнены по заказу братьев-иоаннитов.

Во всех своих произведениях, начиная с первых шагов творчества, Гертген тот Синт-Янс проявлял хорошее знание лучших достижений фламандской живописи. Вероятно, он познакомился с ее образцами еще до обучения у Оуватера. Судя по стилю, к ранним работам Гертгена относится "Семейство Христа в церкви" (ок. 1480, Амстердам, Риксмузей). Интерьер собора, в котором происходит действие, симметричное расположение фигур, их некоторая застылость и многое другое напоминают "Воскрешение Лазаря" Оуватера. Действующие лица празднично торжественны, но при всем этом сцена выглядит очень непосредственно – в ней есть что-то от повседневной жизни – обилие бытовых деталей не перегружает композицию, а, напротив, вносит в нее особую задушевность.

Главное и наиболее прославленное произведение художника – большой алтарь "Снятие со креста". К сожалению, дошел до нас только частично. Сохранилась лишь правая двусторонняя створка, разделенная теперь на две самостоятельные картины (Вена, Картинная галерея художественно-исторического музея).

На средней доске был изображен "Христос на кресте". Створки также были большого размера и расписаны с обеих сторон. Средняя доска и одна из створок погибли или во время религиозных смут или во время осады Гарлема. Внутренняя часть сохранившейся створки изображает "Оплакивание Христа". Несимметричное расположение фигур, построение пространства по диагоналям, уходящим вглубь, напоминают картины Гуго ван дер Гуса. Фигуры близких Христа охвачены тихой скорбью., в то время как под крестами на голгофе царит беспокойное оживление. Уродливые, кривляющиеся палачи с отталкивающей внешностью олицетворяют зло, жестокость и бесчеловечность, царящие на земле.

Такое же противопоставление имеет место в сцене "Сожжение останков Св. Иоанна Крестителя". Здесь сделана чрезвычайно экспрессивная попытка разграничить земных носителей добра и зла: благородному облику иоаннитов противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами, бросающие в огонь кости святого.

Художник оказывается предтечей важных новаций в нидерландском искусстве, изобразив на этой же работе портреты заказчиков братьев-иоаннитов. Тем самым были заложены основы жанра группового портрета, получившего большое распространение в 16-17 вв. Гертген наивно и просто соединяет вместе несколько индивидуальных портретов. Очень точно передает черты лиц. Но одинаковые позы, повороты голов, скованные жесты рук, похожая монашеская одежда создают однообразие. От портретов Гертгена прямой путь ведет к первым светским портретам такого типа, возникшим в XVI столетии в Северных Нидерландах. И хотя их создатели сделали большой шаг вперед, сумев преодолеть рамки церковного искусства, приемы трактовки человеческой личности и коллектива мало отличались от приемов Гертгена.

По-новому трактована Гертгеном и тема "Рождества" (Лондон, Национальная галерея) – один из первых "ноктюрнов", ночных сцен, в изобразительном искусстве Нидерландов. Мрак ночи озаряется тут светом, исходящим от божественного младенца, Богоматери и маленьких ангелочков, собравшихся у его изголовья.

Несколько позже написана небольшая замечательная картина "Святой Иоанн Креститель в пустыне" (Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея). В Иоанне Крестителе в пустыне художник по иному решает проблему мыслящей личности, образ которой был в центре внимания индивидуалистов первой половины 15 века.

Мастер открыл мягкое обаяние простого человеческого чувства – его интересует внутренний, духовный мир человека. В его искусстве сохранялось что-то от наивного и искреннего примитивизма. Его герои обладают особой духовной общностью, они простодушны и бесхитростны. Излюбленные им лица строго овальны, необыкновенно объемны и лишены тонкостей. Но это еще более подчеркивает живые наблюдения художника и искренность чувств героев, герои которого одухотворены и трогательны. В ряде случаев Гертген сознает утрату былой веры в идеальную гармоническую связь человека и окружающей среды.

В творчестве мастера особняком стоят картины, которые исследователи ставят в связь с предреформационными идеями, распространившимися в конце XV и в конце XVI столетия. В одной из них, "Христос-мученик" (Утрехт, Музей Архиепископа), художник отказывается от пейзажа, вновь возражая средневековый золотой фон, на котором с потрясающей точностью, до осязаемости выпукло представлена обнаженная фигура Христа-мученика. Нестерпимое страдание подчеркнуто многочисленными предметами, имеющими символическое значение. – орудиями страстей, которые несут плачущие ангелы.

Идеализированный облик Мадонны, одновременно возвышенный и очень человечный, изображен художником на картине "Мадонна с младенцем" (Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея). Миловидное овальное лицо, чуть раскосые глаза, небольшой рот выражают нежность, ласку, заботу. Все проникнуто теплотой материнского чувства.

Гертген тот Синт-Янс рано умер (в возрасте 28 лет), сумев за свою жизнь более чем другие сверстники, выявить в нидерландской живописи Раннего Возрождения собственно голландские черты. Его искусство близко демократической атмосфере Северных Нидерландов, его живопись отмечена задушевной простотой и искренностью. Он еще отчетливей выразил в своем искусстве чувство взаимодействия людей, но не утратил интереса к индивидуальному личному началу в человеке.

Гертген работал недолго, но чрезвычайно плодотворно. Он оставил много учеников и последователей. Гарлемские и не только гарлемские, мастера долгое время следовали его образцам. Среди них несколько анонимных художников, имеющих условные имена Мастер Брауншвейгского диптиха, Мастер легенды о Св. Люции и другие. Они были непосредственными продолжателями дела Гертгена. Влияние его сказалось и позже, в XVI веке, у Яна Мостарта, Якоба Корнелиса ван Остзаенена и некоторых других живописцев.

Влияние Гертгена обосновало национальное чувство природы, одновременно многообразное и глубоко серьезное, что с тех пор стало неотъемлемой чертой голландского искусства.

Работы