Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Мистическое Рождество


Загрузить в полном масштабе 551x768, 110k

Сандро Боттичелли
Мистическое Рождество  [1501]

Холст, темпера. 108,5 x 75. Национальная галерея, Лондон


Рождество Христово – один из самых древних и любимых христианских праздников. От этого самого важного события, люди отсчитываю время, говоря, "это произошло до Рождества Христова, а это после него". Этот праздник помогает нам вновь пережить то, что произошло 2 000 лет назад, пробуждая в сердце прекрасные чувства любви к миру, доброты к людям, надежды на обновление, напоминает нам о радости божественного присутствия.

Стремление к обновлению и всеобщему счастью выразил Сандро Боттичелли в своем чудесном "Рождестве".

В верхней части картины сделана надпись по-гречески "Эта картина была написана мной, Александро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине". Вспоминая пророчества Савонаролы, Боттичелли усматривает в строках Апокалипсиса связь с потрясениями выпавшими на долю родной Флоренции.

Художник создал необычную по иконографии сцену. В центре – пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под которой нашло приют святое семейство. Около традиционных ясель на земле лежит младенец, над ним склоняется молящаяся мадонна. Напротив нее, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Вокруг этих главных действующих лиц, не смея приблизится к яслям, группируются остальные персонажи: справа – пастухи, слева – волхвы, и тех и других сопровождают ангелы. Здесь внешние проявления теряют силу – восточные цари не подносят, как обычно, дары, не блистают великолепием одежд. Им позволено издали взглянуть на новорожденного и выразить свое благоговение в сосредоточенных молитвах.

Тему прославления Христа подхватывает хоровод ангелов в небе, образуя круг, своеобразный нимб славы и торжества. В руках ангелы держат оливковые ветви и развевающиеся ленты с евангельскими текстами: "Слава в вышних богу и на земле мир, в человеках благоволение", а к оливковым ветвям, символизирующим мир, подвешены золотые короны. Радость звучит в торжественном пении ангелов, сказывается в легком и стремительном хороводе на небесах, в благоговейном поклонении волхвов и пастухов, в объятиях паломником и ангелов. В картине торжествует добро, злые силы теряют свою власть – поэтому маленькие черти на первом плане, корчась, исчезают в недрах земли.

Яркий цвет усиливает ощущение праздничной атмосферы. Каждая фигура, каждый предмет окрашен с интенсивностью, свойственное народным изделиям в розовое, зеленое, фиолетовое, золотое, белое, красное. Боттичелли так виртуозно и выразительно нашел интервалы между группами, что композиционное построение можно сравнить в музыкальным произведением: появляется ощущение почти звучащего гимна, после непродолжительных пауз с новой силой возникают мощные и стройные аккорды.

Мир, согласие, торжество добра – все о чем грезили и чего не достигли флорентийцы, воплотилось в произведении Боттичелли как мечта, облаченная в неземную оболочку.