Автопортрет. 1905
Картон, масло. 34x38,6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Егорович Маковский (1846-1920)
Картина – не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины.
Маковский В.Е.
Его картины сохраняют свою ценность как память об ушедших типах, ушедшем быте, ушедшей эпохе. Это более психологические моменты, более описательные, чем чисто живописные картины.
Вера Зилоти, дочь П.Третьякова
В области бытовой живописи В. Е. Маковскому нет равных. Он непревзойденный мастер короткого, яркого рассказа, мастер картины-новеллы. В своем творчестве он продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра – А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.
В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд – ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы. Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.
Ясность содержания, глубина мысли, правдивость и занимательность повествования отличают все лучшие работы художника.
В. Е. Маковский начал выступать в своих картинах с критикой недостатков социального строя общества, с защитой интересов простого трудового народа в сложный период истории России. Острый кризис всей феодально-крепостнической системы, приведший к поражению в Крымской войне 1853-1856 годов, застою в сельском хозяйстве, отсталости промышленности, вызвал небывалый подъем революционно-демократического движения. Вынужденная отмена крепостного права, крестьянская реформа 1861 года, не решила основных противоречий, не улучшила жизни крестьян и трудящегося населения города. Росли революционные настроения, ширилось стихийное крестьянское движение, находя поддержку и сочувствие в среде передовой части интеллигенции.
Демократическое движение 60-х годов XIX века наложило яркую печать на все дальнейшее развитие общественной мысли и культуры России. Борьба за счастье трудящихся, за лучшее будущее своей Родины, своего народа определила и творческую направленность в деятельности многих передовых русских ученых, писателей, композиторов, художников второй половины XIX века.
Владимир Егорович Маковский был одним из первых среди замечательных русских художников, выступавшим за народные интересы, за просвещение, за право людей на счастье. Он был верным последователем революционных демократов. Ему были близки их просветительские и философские идеи. Правдивое отражение жизни и важное, нужное для общества идейное содержание он считал основным, обязательным условием создания художественного произведения.
Талантливый художник, зорко всматривающийся в окружающую жизнь, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, он создал много картин, повествующих о судьбе простых людей. Почти полвека ежегодно появлялись на выставках новые произведения В. Маковского, и всегда его картины пользовались неизменным вниманием, их ждали с нетерпением. Актуальные по содержанию, часто затрагивающие жгучие вопросы современности, они всегда были понятны самой широкой публике. Всю жизнь его творческая и общественная деятельность была направлена на пробуждение мысли и гражданского сознания. Как художник он является ярким представителем искусства критического реализма.
Владимир Егорович Маковский родился и вырос в Москве, в семье, где все жило и дышало искусством. Его отец, Егор Иванович Маковский, человек умный, образованный и богато одаренный, на свои скромные средства (он служил бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений) составил значительное собрание редких, высокохудожественных гравюр и картин. У него были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского, картины старых мастеров. Бескорыстно, всем сердцем любя искусство, он и сам учился рисованию и живописи, в чем достиг значительных успехов
В 1832 году по его инициативе был создан первый натурный класс в Москве, вскоре превратившийся в Художественный класс, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Училище это впоследствии стало колыбелью многих выдающихся русских художников.
Егор Иванович пользовался большим уважением и широкой популярностью среди художественных кругов. За преданное служение искусству он был избран почетным членом Московского художественного общества.
Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.
Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.
Друзьями Егора Ивановича были замечательные русские художники К. П. Брюллов, В. А. Тропинин, к которым в доме относились с любовью и глубоким уважением.
Беседы об искусстве, рассказы о знаменитых мастерах прошлого, посещение мастерских художников, изучение гравюр было первой школой для детей Егора Ивановича: сыновей Константина, Николая и Владимира и дочери Александры, которые все впоследствии стали известными художниками.
"Искусство – это вторая религия... искусство облагораживает человека, делает его гуманным",-любил говорить Егор Иванович. Он неутомимо следил за художественным развитием детей, учил их копировать гравюры, занимался с ними рисованием с натуры. Особенно значительным было влияние Тропинина, который был частым гостем в семье и с большим вниманием относился к начинающим художникам.
Младший сын Маковских Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и небольшой, но очень красивый голос. Художественные наклонности его проявились рано. Известен, например, рисунок, обративший на себя внимание родителей и посещавших дом художников, с надписью "пианый", выполненный им в семилетнем возрасте. Мальчиком был изображен подвыпивший хорошо знакомый семье чиновник с очень меткой для детского рисунка характеристикой.
Мать Владимира Егоровича, когда старшие дети уже выбрали свой путь, боясь непрочности положения художника, пыталась изменить будущее своего сына. Однако сила призвания победила. Страсть к рисованию и художественная одаренность мальчика обращали на себя внимание всех окружающих.
В 1861 году он успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, мировоззрения, в воспитании художественных вкусов и способностей художника.
К тому времени относится и первая его картина – "Квасник". Она была показана в 1862 году на выставке в училище под названием "Мальчик, продающий квас". На картине изображен мальчик с глиняным кувшином и кружкой. Он смотрит, словно обращаясь к зрителю, длинные волосы выбились из-под шапки, в лице и просьба, и робость, и грусть. В характеристике образа, в трактовке лица и одежды, в подробной выписанности всех деталей, даже в колорите чувствуется влияние живописи Венецианова и Тропинина.
Эта картина была выполнена В. Маковским под руководством отца, требовавшего правильного рисунка и верной передачи натуры, но в ней уже сказался и индивидуальный подход автора к теме: его интерес к бытовому жанру, теплота и симпатия в отношении к простому человеку. С этой работы начинается большой творческий путь художника.
Московское училище, второе по величине и значению художественное заведение в России, со дня своего основания отличалось широким демократизмом. Ко времени поступления В. Е. Маковского в училище эти реалистические демократические традиции были особенно подняты и развиты в творчестве знаменитого русского художника В. Г. Перова, вся жизнь и деятельность которого были тесно связаны с жизнью училища. Он был там одним из ведущих преподавателей, горячо любимым и почитаемым учениками.
Круг учащихся был очень широк. Сюда съезжались молодые люди со всех концов страны. В обстановке страстного, увлеченного обсуждения актуальных вопросов жизни и искусства, под непосредственным обаянием личности и творчества В. Г. Перова, развивался талант Владимира Егоровича Маковского. Его непосредственными учителями были также Е. С. Сорокин, прекрасный рисовальщик и опытный педагог, и С. К. Зарянко, ученик Венецианова, требовавший от молодых художников постоянной внимательной работы с натуры. Под их руководством В. Маковский получил хорошее систематическое профессиональное образование.
Ученические работы, отмечаемые наградами и медалями, свидетельствуют о несомненных успехах молодого художника. Он быстро переходит из класса в класс. Наиболее удачными работами после картины "Квасник" являются: "Домашняя сцена" (1863-1864), "Мастерская художника" (1865), "Приезд станового в деревню" (1866). В них много жизненной наблюденности; лица, включенные в композицию, портретны, чаще всего это портреты родных и близких; характерны конкретность обстановки, подробная выписанность деталей. Последняя из этих работ – рисунок "Приезд станового в деревню" – исполнена под непосредственным влиянием В. Г. Перова, написавшего картину на эту же тему. В рисунке есть стремление дать критическое обобщение жизненного факта. Однако В. Маковский в отличие от Перова не идет в сторону резкого обличения, не утрирует, не заостряет отдельные черты. Его произведение носит более спокойный, повествовательный характер.
В 1866 году Владимир Маковский оканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За картину "Литературное чтение" (1866) он удостаивается Большой серебряной медали и звания классного художника 3-й степени. При некоторой сухости, жесткости колорита, излишней выписанности деталей произведение привлекает стройностью композиции, ясностью содержания, точностью рисунка. Уже здесь проявилось характерное для Маковского стремление к конкретности и строгой завершенности живописного решения. Лица, изображенные художником, портретны. Пожилой человек – Е. И. Маковский, молодая девушка справа – невеста художника Анна Петровна Герасимова.
Первые три года после окончания училища Маковский был занят работой над картиной на соискание золотой медали. Одновременно он много пишет и рисует с натуры. Его ранние рисунки и акварели, выполненные с большим мастерством, с чувством юмора, получают ясно выраженную социальную направленность. Эти работы, близкие духу времени, обращают на себя внимание художников и критики.
Наряду с известными мастерами, такими, как Перов, Прянишников, Саврасов, молодой Маковский был приглашен к участию в создании "Альбома видов и сцен из русской жизни" ("Автографы московских художников", 1867). Эта работа соответствовала творческим исканиям художника. Изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.
Конкурсная картина "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей", законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.
Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева "Бежин луг". Тургенев был одним из любимых писателей Маковского Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество. Не раз возвращался он и к теме "Ночное", находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве.
Наиболее удачная из этих картин – поздний вариант его конкурсной работы "Ночное" (1879), находящийся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Очень выразительна группа ребятишек на переднем плане. Один из них взволнованно рассказывает что-то, остальные с любопытством и вниманием слушают. Каждый персонаж картины – законченный, яркий образ. Каждый, в соответствии со своим характером, по-своему, глубоко индивидуально воспринимает рассказчика. Интересно написан пейзаж в картине, особенно второй план: серые тучи и облака на горизонте, свет гаснущего заката на небе, темные очертания леса, словно растворяющиеся в ночном тумане силуэты пасущихся лошадей.
С большой симпатией изображает художник детей, их серьезность, увлеченность и в картине "Игра в бабки" (1869-1870). Выразительно передана сценка, где все захвачены азартом игры. Общему впечатлению мешают только некоторая пестрота в цвете и чрезвычайная выписанность отдельных деталей одежды, пейзажа.
Интерес к подробной повествовательности, точная до педантичности выписанность деталей при передаче натуры, предельная добросовестность в живописной законченности – как результат пройденной школы отличают все ранние произведения В. Маковского. С годами его живописная манера меняется, приобретая большую свободу, гибкость и эмоциональную выразительность. Детали и частности подчиняются выражению идейного содержания произведения. Внимательное, вдумчивое отношение к натуре, верное изображение увиденного, любовь к законченности картины сохранятся им на всю жизнь.
В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. С тонким юмором подчеркнул художник живущую в народе веру в чудодейственную исцеляющую силу "домашних" способов лечения. Внимание к деталям и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.
Высокую оценку картине дал замечательный русский критик и публицист второй половины XIX века В. В. Стасов: "Владимир Маковский – один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи... Нынешняя его ,,Приемная у доктора" – я надеюсь, все со мной согласятся – одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы".
Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Играв бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.
За картину "Любители соловьиного пения" автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика. Тонкое понимание русского характера, поэтическое чувство красоты и музыки природы роднят это произведение с ранними повестями Тургенева. Затаив дыхание, забыв каждодневные дела и заботы, слушают пение соловья трое приятелей. Свет, падающий из низкого окошка, освещает убогую обстановку бревенчатой избы. Над столом с неубранной посудой, с нарезанной селедкой висит клетка с птицей, к которой приковано все внимание присутствующих. Поэзия властно покорила чувства этих разных по характеру, состоянию и положению людей. Их переживания переданы художником очень тонко и деликатно: с мягким юмором рисует он выражение счастья на грубых, изборожденных морщинами, измученных житейскими невзгодами лицах сидящего у стены хозяина дома и отставного солдата. Даже чинное лицо лавочника озарило теплое чувство. Показывая любовь русских людей к красоте природы, В. Маяковский дает и меткую социальную характеристику персонажей.
Картины "В приемной у доктора" и "Любители соловьев" имели шумный успех не только у русской публики, но и на всемирной выставке в Вене. Эти картины, по словам В. В. Стасова, занимали "очень почетное место на выставке". Он говорит о них как о картинах, "идущих в самую глубь русской народной жизни". В заграничной прессе неоднократно отмечались оригинальность и сила этих произведений, их самобытность и национальный характер.
Художник прочно завоевал успех и внимание всей публики, интересующейся русским искусством.
В 1872 году "Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии", состоявшее при Московском университете, организовало в Москве выставку, открытую к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовился "Севастопольский альбом", к работе над которым были приглашены В. Е. Маковский и И. М. Прянишников. Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием "Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года".
Вся серия, посвященных героической обороне Севастополя, широко охватывает жизнь и дела осажденных. Героями событий был показан простой народ: солдаты, жители города. Всего для альбома Маковский написал двадцать одну картину, Прянишников – восемнадцать.
С большим патриотическим чувством принялся Владимир Маковский за исполнение картин. Композиции исполнялись им на основе тщательного изучения фактического материала, документов, литературных источников, фотографий, рассказов и рисунков очевидцев Существенную роль в создании серии сыграли "Севастопольские рассказы" Л. Н. Толстого. Тем не менее, выполненные художником произведения не являются только иллюстрациями к происходившим событиям, а носят самостоятельный творческий характер. Интересен выбор тем, на которых останавливается Маковский Он не показывает самого сражения, но выбирает эпизоды, в которых с наибольшей полнотой раскрываются высокие душевные качества русских людей патриотизм, стойкость, мужество, человечность, товарищеская взаимовыручка.
В картине "Смерть Нахимова" изображен момент, когда смертельно раненный Нахимов падает на руки товарищей. Глубокая скорбь, тревога отражаются на лицах окружающих. Люди не думают об опасности, их потрясла гибель любимого командира, который был организатором и душою обороны Севастополя. На другой картине показан знаменитый герой матрос Петр Кошка, бесстрашно ползущий к неприятельским укреплениям. В "Отправлении раненого на перевязочный пункт" с большой чуткостью рассказывает художник о стойкости, выдержке раненого, о сочувствии к его страданиям товарищей. Ряд работ посвящен жизни и судьбе женщин и детей в осажденном городе: "Таскание ядер на бастион детьми", "Игра в бомбы" и другие. Интересна "Сцена после Инкерманского боя". Изображено широкое пространство с уходящими рядами войск и цепью гор вдали. На переднем плане – солдаты, отдыхающие после боя, пожилая женщина печет для них на костре блины. Казалось бы, незначительный эпизод, но в образе простой русской женщины так много силы, уверенности, человеческой теплоты, желания поддержать, ободрить уставших, измученных тяжелым боем солдат, что картина приобретает обобщающее значение и является, пожалуй, одной из лучших в серии.
В настоящее время вся серия хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Общая демократизация искусства во второй половине XIX века в России была закономерным фактором исторического развития. Это ярко сказалось в литературе того времени с ее патриотическим пафосом, верой в народ и его душевные качества; в музыке П. И. Чайковского и композиторов "Могучей кучки", широко использовавших в своем творчестве мелодии народных песен и черпавших сюжеты для своих произведений в народной жизни и русской истории.
В области изобразительного искусства выражением новых настроений явилось создание Товарищества передвижных художественных выставок.
Первая мысль об организации передвижных выставок была высказана художником Г. Г. Мясоедовым зимой 1868-1869 года. Среди московских художников его горячо поддержали Перов, Прянишников, Саврасов и Владимир Маковский, в Петербурге – Крамской и Ге. 2 ноября 1870 года был подписан устав Товарищества передвижных художественных выставок. Среди подписавшихся есть и имя В. Е. Маковского как одного из инициаторов нового начинания.
Картин еще было мало, денег не было, но была глубокая вера в успех и необходимости передвижных выставок. Товарищество объединило лучшие силы художников. Обостренное сознание своего долга перед народом, перед обществом руководило их деятельностью. "Не было таких истинно значительных художников, – писал Стасов, – которые не считали бы за честь и за глубочайшую потребность вступить в ряды передвижников и присоединить свою силу к общей силе".
Для организации первой выставки был произведен сбор с участников. Первая же выставка Товарищества, открывшаяся в 1871 году и прошедшая с большим успехом в Петербурге, Москве и других городах России, показала, как необходима и своевременна была ее организация. Выставки передвижников стали общественной трибуной для передовых русских художников, которые не могли оставаться в стороне от общественной жизни страны. Опираясь на идеи революционных демократов – Белинского, Добролюбова, Чернышевского, художники-передвижники в своих работах старались ответить на основные социальные вопросы времени, выступали против угнетения, неравенства, против тяжелого положения русского крестьянства, выражали свое сочувствие и любовь к трудовому народу. Они боролись за реализм и народность искусства, за развитие бытового жанра, посвященного современности. Жизненно-правдивое искусство передвижников находило живой отклик у многочисленных зрителей, посещавших выставки.
Выставочная деятельность передвижников и их творчество сыграли определяющую роль в дальнейшем развитии всего русского изобразительного искусства и явились важным средством распространения художественного влияния и передовых идей среди широкого населения Москвы, Петербурга и других крупных городов России.
В 1872 году он единогласно был принят в члены Товарищества, а через год в члены Правления. Можно сказать, что Маковский был одним из самых последовательных передвижников, выступая против всех направлений и течений в искусстве, которые так или иначе искажали действительность. "Правда и искренность, – говорил В. Маковский, – самое главное во всех родах искусства". Он активно выступал сначала против академического и салонного искусства, потом против направления группы художников "Мира искусства", провозгласивших лозунг "искусство для искусства", и, наконец, с особой резкостью против различных формалистических течений начала нашего века.
На каждой передвижной выставке появлялись новые полотна В. Маковского (по условиям, принятым Товариществом, на передвижные выставки принимались только новые произведения, нигде ранее не публиковавшиеся и не выставлявшиеся).
В. Маковского уже полюбила публика, особенно в Москве, где он постоянно жил и работал. На каждой только что открытой выставке передвижников многие поклонники таланта Маковского приветствуют художника, ему рукоплещут.
Широкий успех, популярность и даже мировая известность не вскружили голову Маковскому, как это случилось с его старшим братом Константином, блестящим, талантливым живописцем, который в погоне за славой, богатством, легкой жизнью пошел на угождение вкусам богатых и знатных заказчиков.
К этому времени художник был уже обременен заботами о семье. Он рано женился и жил с семьей в доме отца, пользуясь его поддержкой. Для заработка он вынужден был выполнять всевозможные заказы: рисовал для различных московских иллюстрированных изданий, расписывал плафоны и занимался даже иконописью. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания.
Выступление на выставках передвижников только еще более повысило требовательность художника к себе. Это высокое чувство ответственности было характерно для него и всю жизнь. Однажды, обращаясь к одному молодому художнику, он так характеризовал это чувство: "Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так... А я семь раз умираю после того, как напишу картину... Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!"
Маковский работал необыкновенно много и напряженно, его мастерская была полна эскизами, этюдами, набросками будущих композиций, альбомами с зарисовками различных типов и сцен. О людях, которые ему позировали, он мог рассказывать целые жизненные истории: он знал их странности, особенности характера, биографии.
Один из современников Маковского художественный критик Н. Александров так рисует его портрет: "Выступят, бывало, у него на лбу крупные капли пота от досады, но он усмехнется, поскребет у себя нервно за ухом и только проговорит со вздохом: ,,Ничего, вот скоро, скоро уж примусь за этого приятеля... Посмотрите-ка, батенька, что за тип?.." И, увлекаясь, он начинает перебирать рисунки, перелистывать альбомы, и, волнуясь, весь живет тут, весь отдается этой жизни своего будущего, всеми нервами, забывая все свое и плафонное и иконописное горе". "Он посещает, – пишет Александров, – все богадельни, где его стали уже величать "Ваше превосходительство", он знает все захолустья Москвы, все трущобы; его встретите на рынках, на народных гуляньях, на всех толкучках, и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульварах и т. д.".
Образы его жанровых картин очень различны, но всегда характерны и типичны. Современники Маковского передают интересный факт, когда один иностранец-художник, изумленный разнообразием типов в картинах Маковского, просил его показать своих натурщиков. Маковский, показав иностранцу на шумную улицу, сказал: "Вот мои натурщики!".
Постепенно юмористическая окраска картин, присущая мастеру, становится несколько иной. В работах появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.
Растущее композиционное мастерство художника, его талант режиссерской разработки сцены нельзя не заметить в зрелых работах В. Маковского. Выразительность сцены в картине "Посещение бедных" (1874), ее реалистическая ясность, характерна аналогичны пьесам А. Н. Островского, которые с большим успехом шли в те годы на сцене Малого театра. Все действующие лица в картине показаны естественно и непринужденно. Они живут своей жизнью. И вместе с тем, умело располагая их и по отношению к зрителю и по отношению друг к другу, он показывает их в тот момент, когда наиболее полно проявляется их отношение к происходящему, их характеры, общественное положение. Здесь все естественно и в то же время закономерно. Нет ничего лишнего. Каждая фигура, жест, движение, мимика, даже обстановка и все предметы участвуют в общем повествовании, в рассказе о происходящем. Этому же раскрытию сюжета подчинены и живописные средства, яркие краски выделяют центральную фигуру благотворительницы в дорогой собольей шубе с ярким, порозовевшим от мороза лицом, делая ее еще более чужой в убогом жилище, где все: и лица, и обстановка, и одежда – дано в мягких, приглушенных тонах.
Маковский живо интересуется всей общественной жизнью страны. Как представитель передовой интеллигенции, он не мог пройти и мимо событий середины 70-х годов. Взволновавшие всех политические судебные процессы "193-х" в Петербурге и "50" в Москве, связанные с неудавшимися попытками "хождения в народ", нашли отражение в ряде его произведений.
Появляются первый эскиз "Вечеринки" (1875), где он стремится показать образ современной девушки-курсистки, картины "Ожидание", "Осужденный" и другие работы, в той или иной степени являющиеся откликами на происходившие события.
Действие в картине "Ожидание" происходит в раннее морозное утро перед воротами пересыльной тюрьмы. Сюда из разных мест съехались родные и близкие осужденных, чтобы повидаться с ними перед отправкой их в тюрьму или в ссылку. Горе объединило людей самых разных по возрасту, характеру, положению. Среди ожидающих представители интеллигенции – родственники "политических". Художник явно симпатизирует своим героям, с глубокой человечностью и теплотой передает их состояние: невыплаканное горе, волнение ожидания, тревогу за будущее.
Еще более ярко социальный конфликт выражен в картине "Осужденный" (1879). Из тюрьмы для отправки в ссылку выводят заключенного. Он угрюмо, исподлобья смотрит на родителей – стариков-крестьян, приехавших издалека, чтобы повидаться с сыном перед долгой, может быть, вечной разлукой. Мать бросилась к сыну с мольбой и жалобой; отец, онемевший, замкнувшийся в своем горе, пытается остановить ее. Спокойно, как к обычному делу, относятся ко всему жандармы. Все внимание приковано к выражению лиц осужденного и обращенной к нему матери.
Появившаяся в период революционной ситуации 1879-1880 годов картина нашла широкий общественный резонанс. "Перед картиной Маковского плачут", – писал Крамской. И хотя центральный образ недостаточно ясен, революционно настроенные круги видели в нем борца, пострадавшего за идею. Не случайно официальная печать называла Маковского за "Осужденного" дерзким художником, нарушающим душевный покой зрителей. По выражению В. В. Стасова картина "глубоко и сильно копнула современную жизнь", что в ней "прозвучала могучая трагическая нота".
В семидесятые годы пейзаж в России стал одним из важнейших жанров демократического искусства. Такие замечательные художники, как Саврасов, Васильев, находят большое поэтическое содержание, волнующую красоту в самых, казалось бы, прозаических мотивах. В эти годы начинают свой путь Шишкин, Куинджи, Поленов. Чувство родной природы, внимательное изучение ее привели к настоящему расцвету пейзажной живописи. Все больше работают художники на открытом воздухе, стремясь к естественности освещения, единству колорита, более непосредственно воспринимается состояние природы, живопись становится свежее, палитра светлее, меньше применяются глухие серые, коричневые, черные краски.
В. Маковский не остался в стороне от этих достижений русской живописи. Начиная с середины семидесятых годов и особенно в восьмидесятых все больше внимания он уделяет работе на воздухе, в пленере. И хотя собственно пейзаж не занимает большого места в творчестве Маковского, работа на воздухе сыграла большую роль в развитии его живописного мастерства Его жанровые композиции в пейзаже при солнечном освещении имеют особую художественную ценность.
К концу 1870-х годов в сравнительно короткий срок В. Маковский из начинающего художника стал признанным всеми мастером. По мнению Стасова, он теперь "решительно может считаться первым московским художником".
В 1882 году В. Маковский принимает приглашение занять место старшего преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сменив ушедшего из жизни В. Г. Перова. Двенадцать лет, в течение которых он преподавал в Московском училище, явились периодом наивысшего успеха художника, творческих дерзаний, смелости мысли, зрелости мастерства.
В эти годы наиболее полно раскрываются и его критическое отношение к действительности. Уже в знаменитой картине "Крах банка" (1881) наметился особый интерес художника к освещению злободневных вопросов: об этом говорит и актуальность темы, и ее социально-общественный смысл. Крах банка был результатом жульнических махинаций, ведших к наживе кучки бесчестных дельцов и разорению многих доверчивых вкладчиков. Судебные процессы, связанные с крахом банков, волновали в те годы самую широкую общественность.
Вдумчивый психолог, он раскрывает отношение к событию различных представителей имущих кругов русского общества. Контрастным сопоставлением поз, жестов, выразительной мимикой Маковский передает целую гамму переживаний разоренных вкладчиков – гнев богатой барыни, растерянность другой, которая никак не может понять, что же случилось, отчаяние купца, радость дельца, прячущего деньги. Обстоятельно ведет художник этот рассказ, развертывая перед зрителем целую галерею типов и характеров.
В поисках наиболее волнующих, злободневных тем Маковский нередко обращается к образам трудового народа, внимательно присматривается к жизни крестьян.
Крестьянский вопрос в те годы был наболевшим вопросом, волновавшим всю передовую часть общества. Не случайно именно крестьянская тема стала ведущей у большинства передвижников.
В картинах Маковского, посвященных жизни русского крестьянина, нет тех ноток сатиры, как в показе обывателей, мещан, купцов, чиновников или других представителей привилегированных классов. Крестьянин в его картинах всегда наделен положительными качествами, полон большой внутренней жизни и искренности чувств.
Как пример может быть рассмотрена картина "За лекарством" (1884). В томительном ожидании в коридоре земской больницы стоит крестьянин с больным сыном. Тяжелая, трудная жизнь наложила свой отпечаток на его лицо и фигуру. Взгляд полон тревоги и грусти, и это с глубокой серьезностью и сочувствием передано автором.
Одна из лучших картин В. Маковского, как по живописному выполнению, так и по широте раскрытия темы, – "На бульваре" (1886-1887).
Картина затрагивает важный общественный вопрос. Начало развития капитализма в России нарушило патриархальный уклад деревни. Уход молодежи в город на строящиеся фабрики и заводы из бедных крестьянских семей стал в России типичным явлением уже в 70-80-е годы. Одного из таких молодых людей и показывает Маковский в этой картине. Молодой рабочий, недавний крестьянин, сидя на садовой скамье, безразлично наигрывает на гармонике. По всему его облику видно, что ему знакома дорога в кабак и пьяный угар заслонил уже перед ним и мысли о доме, и заботу о семье. Рядом с ним и в то же время страшно одиноко сидит молодая крестьянка с ребенком, закутанным в лоскутное одеяло. На скамейке возле нее небольшой узелок. Только нужда и отчаяние привели ее в город в поисках опоры и поддержки. Ее одиночество, безысходность ее положения очевидны, она не нашла в муже даже сочувствия, ему скучно и совсем нет дела до этой женщины, подавленной. сломленной тяжестью жизни. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город – все вторит настроению этого безрадостного свидания.
Сценка эта, судя по воспоминаниям современников, была очень типичной для фабричных районов Москвы того времени.
Одно из крупных полотен художника – "Ночлежный дом" (1889). Критика действительности принимает здесь особенно острый характер. Сколько несчастных, бездомных, вынужденных скитаться по улицам, часами мерзнуть на лютом морозе в ожидании ночлега Одни выстроились в длинную очередь, другие толпятся на площади. Художник показал здесь замечательное знание жизни. Многообразны типы и характеры, которые тут представлены. Среди горя и нищеты каждый по-разному переживает свои страдания.
Поражает своей выразительностью фигура замерзшего старика в центре, дающего прикурить несчастному оборванцу. Под мышкой у старика папка, на голове шляпа, лицо умного, интеллигентного человека. Он бледен, нос покраснел, закоченевшие голые ноги выглядывают из растоптанных ботинок. Этот старик не кто иной, как А. К. Саврасов – замечательный художник и педагог, вдохновенный певец русской природы, проведший последние годы жизни в страшной нищете, одиночестве, скитаясь по трущобам.
Реалист Маковский остается здесь до конца верным жестокой правде действительности.
В картине "Узник" (1882) перед нами не преступник, отбывающий заключение, а человек, страдающий за высокие нравственные и общественные идеалы. Стремясь создать обобщенный образ героя, художник опускает мелкие детали и подробности. Вся обстановка тюремной камеры, одежда узника утопают в тени, яркий свет выделяет лишь лицо с высоким чистым лбом, тонкими красивыми чертами, глубоким задумчивым взглядом и нервно сплетенные пальцы рук.
Созданный художником образ привлекает своей возвышенной одухотворенностью и еще раз убеждает нас в том, что все симпатии автора были на стороне страдающего и борющегося трудовому народа, революционно настроенной интеллигенции.
Многогранность творческой натуры художника сказалась в эти годы не только в большом разнообразии тем его бытовых картин, но и в его достижениях как живописца в разных жанрах искусства, особенно в портрете.
Умение передать черты внешнего портретного сходства доступно многим художникам, но и не многим удается увидеть и запечатлеть образ, показать главное в натуре, раскрыв тем самым индивидуальный характер портретируемого, особенности его душевного склада, дать вместе с тем и общественную характеристику. Только художник-мыслитель, сам глубоко думающий, обобщающий явления действительности, понимающий и глубоко чувствующий, с чутким и отзывчивым сердцем может создать яркий, верный образ в портрете. Такими были лучшие русские портретисты: Перов, Крамской, Репин, Серов.
Своими немногочисленными, но глубоко содержательными человечными портретами В. Маковский встал в ряд лучших портретистов. Как и всегда в картинах художника, его портреты безукоризненны в рисунке, композиционной построенности, живописном мастерстве и завершенности. Как мастер портрета В. Маковский умеет верно передать не только сходство внешнего облика портретируемого, но и особенности его душевного склада, выделяя те основные черты характера, которые движут им в жизни, определяют его поступки.
Лучшие портреты созданы художником в 1880-1890-е годы. В основном это портреты близких ему людей. Среди портретов отца интересны работы 1880 и 1882 годов. В портрете 1882 года очень живо охарактеризован стареющий облик Егора Ивановича Маковского.
Среди других портретов Маковского наиболее значительны портреты И. М Прянишникова и С. А. Коровина, выдающихся художников-передвижников. Они преподавали вместе с Маковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Маковский глубоко уважал этих людей за их ум, честность, прямоту, принципиальность. Это отношение к ним чувствуется и в портретах.
Много дали ему ежегодные поездки на Украину, Волгу, в Крым. Из этих поездок он всегда возвращался необыкновенно обогащенным впечатлениями, с огромным запасом этюдов, набросков, рисунков, с новыми картинами и замыслами будущих произведений. Быстрота его работы не снижала качества произведений. Но энергия, быстрота письма все более сказывались на свежести, эмоциональной выразительности его новых произведений. "Я понял,-говорил В. Е. Маковский,-...что надо писать сразу. Только таким порядком и можно воспроизводить натуру жизненно и верно... Надо писать сразу; но необходимо вперед понять натуру, изучить ее; необходимо вперед поработать мозгами, а затем уже писать, не копаясь и не доискиваясь чего-нибудь в то время, когда должно быть все уже найдено и все определено".
Ежегодно на передвижных выставках появляются его летние работы; жанровые сцены, пейзажи, портреты. Особенно покорили его красота украинской природы, ее люди, народные напевы. Друзья и современники Маковского рассказывают о его проникновенном исполнении украинских песен под аккомпанемент гитары.
Полная искреннего тепла и лирики картина "Мать и дочь" была навеяна образами украинских народных песен. Показанная на передвижной выставке 1886 года, она вызвала восторженные отзывы зрителей и критики. На основе украинских впечатлений художник создает ряд солнечных, жизнерадостных полотен, много акварельных работ. Наиболее значительная из этих картин "Конная ярмарка на Украине" (1885). В ней хорошо переданы и народные типы, и украинская природа с далекими просторами. В картине много движения, жизни, солнца.
Маковский обладал редким талантом проникновения во внутренний мир человека, от него не ускользали даже самые тонкие душевные движения, нюансы отношений, индивидуальные реакции людей на окружающее. Умение выразить все это художественными средствами – одна из сильных сторон его искусства. Сколько, например, трогательного тепла во взгляде отца в картине "Перед венцом". В его лице я грусть расставания, и тревога, и желание счастья любимой дочери. С большим тактом передает он и состояние девушки.
Замечательна мастерством живописного исполнения небольшая по размерам жанровая картина "Объяснение" (1889-1891). С присущей только Маковскому проникновенностью передано мучительное состояние юноши в трудный момент первого объяснения. Очень выразительны его покрасневшее лицо, жест рук. Понятно и настроение девушки, сидящей у рояля и прячущей волнение ожидания под напускным равнодушием.
Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. Здесь, так же как и в живописи, проявил он свой искрящийся юмор, редкую одаренность в обрисовке персонажей, неизменную тягу к психологизму. Легкий штрих, мягкая растушевка отличают эти рисунки.
С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Старосветские помещики", "Мертвые души". К иллюстрированию "Мертвых душ" Маковский обращался неоднократно в разные периоды творчества.
В эти годы материальное положение Маковского значительно изменилось. Со времени поступления на преподавательскую работу он получал регулярное жалованье и жил на казенной квартире при училище. Картины его высоко ценились. Их быстро покупали для крупных художественных музеев и в частные коллекции.
Вечерами в доме у Маковского, как раньше у отца, собирались многие лучшие представители передовой интеллигенции Москвы: художники, артисты, музыканты, ученые. По воспоминаниям современников, Маковский был веселым, остроумным и общительным человеком, обладал необыкновенной трудоспособностью, энергией и живым характером. Высокий, стройный, всегда веселый появлялся он на вечерах среди друзей и знакомых, перебрасывался шутками, запевал хоровые песни. И трудно было представить. что весь день до того он с огромным напряжением трудился и в училище, и в своей мастерской. Он вел в училище натурный класс: утром преподавал живопись, вечером рисунок. Его учениками в училище были многие крупные русские и советские художники, в их числе А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, С. В. Малютин, А. М. Корин.
В. Маковский очень любил музыку. "Я не знаю какое искусство люблю больше, – говорил он, – живопись или музыку... Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя...". Он хорошо играл на гитаре и пел, но особенно увлекался скрипкой. Он приобрел даже уникальную скрипку Гварнери и очень гордился ею. В домашних концертах, главным образом в классических трио и квартетах, он постоянно вел партию скрипки, причем его исполнение отличалось большой музыкальностью и мастерством.
В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии Художеств проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. В связи с новым уставом Академии художеств был изменен и ее преподавательский состав. В качестве профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин.
С 1894 года и почти до последних дней В. Е. Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.
Маковский по-прежнему много путешествует. В путешествиях за границу он все время старается проводить в музеях или работать на пленере. Много дали ему поездки на Волгу. На выставках была представлена целая серия его волжских работ. Изображая людей в природе, он передает и ширь реки, и бескрайние дали берегов. Его волжские пейзажи очень оптимистичны по настроению, пронизаны солнцем, воздухом. Интересны и образы портовых рабочих и босяков в его лучших волжских работах.
В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.
Потрясение, испытанное художником, вылилось в картине "Ваганьковское кладбище" (1901), над которой он работал в течение пяти лет. На Ваганьковское кладбище свозились трупы задавленных на Ходынском поле на следующий день после коронации. На картине изображено кладбище с рядами гробов и свежими могилами. В центре молодая женщина с детьми, склонившаяся над гробом, сраженная горем. Пейзаж соответствует трагическому настроению всей сцены: холодное ветреное майское утро, одинокие, еще голые деревья.
Обличительный характер картины, ее эмоциональная выразительность были так сильны, что к художнику подсылались агенты, чтобы купить произведение до того, как оно будет обнародовано. Картина была запрещена и не экспонировалась на выставках. Особо отмечена она была на Всемирной лондонской выставке, где в 1910 году была показана впервые.
Революция 1905 года всколыхнула всю художественную общественность страны. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях "Допрос революционерки" (1904) и "Девятое января 1905 года на Васильевском острове" (1905).
В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы.
Cтараясь не отстать от современности, художник работает над рядом бытовых тем уже новой России. В 1918 году на 46-й выставке передвижников было представлено много его последних работ. Они несли в советскую действительность реалистические принципы русского искусства. Ободренный успешным выступлением на выставке, Маковский выполнил в 1919 году ряд произведений, отражающих новую жизнь: "У городской столовой", "Новое время", рисунок "Агитатор", начал работу над картиной "Большевики. Сторожевой пост".
Cвыше четырехсот картин, множество иллюстрации к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей, рисунков выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории.
Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности не навязывалась, а воспринималась зрителем как собственное суждение о происходящем.
Прогрессивный характер творчества мастера живописной новеллы был результатом его активного отношенияк к действительности. Страстность, искренность, сила таланта – все ставило художника в ряд передовых борцов за идейное реалистическое искусство. Он был одним из тех, кто своей неутомимой энергией, благородной целенаправленностью повседневной работы содействовал успешному развитию передовой русской культуры.