Холст, масло. 86,5 x 69,5. Национальная галерея Армении, Ереван
В наследии Тропинина самые разнообразные портреты: интимные и репрезентативные, однофигурные и групповые, крестьянские и купеческие, детские, костюмированные... Одним из типов портрета, особенно полюбившимся современникам художника и прошедшим сквозь все творчество Тропинина был образ гитариста. Начало этим жанровым картинам положил "Гитарист в косоворотке. Портрет Моркова" (первая половина 1820-х). В это время гитара стала пользоваться необычайной популярностью. Она звучала и в трактирах, и в великосветских салонах.
К образу гитариста, повторяя и варьируя его, художник возвращался на протяжении всего творчества. Неизвестна датировка представленного портрета. Но 1839 годом датирован портрет Моркова, где он изображен играющим на гитаре в халате, надетом на белоснежную рубаху с глубоким вырезом и распахнутым воротом. Известны два тропининских изображения гитаристов, относящиеся к рубежу 1830-1840-х годов. В 1830-х годах написан "Портрет П.М. Васильева, бухгалтера московского Малого театра", прекрасного музыканта, на котором он представлен с гитарой.
Об одежде в тропининских портретах следует сказать особо. Написав ряд так называемых портретов в халатах (портреты Ф.П. Крашенинникова, 1824; П.Ф. Соколова, 1838; П.Н. Зубова, 1839, и др.), Тропинин через достоверную бытовую деталь показал характер московской жизни, ее размеренность, неспешность; и вместе с тем эта деталь становится олицетворением свободного образа мыслей тех, кого запечатлел художник.
http://ns.smr.ru/centre/win/pics/main_index.htm
|
|