Кранах (Cranach) Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония, – 16.10.1553, Веймар), немецкий живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Работал в Австрии (около 1500-04), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского – Фридриха Мудрого и его преемников (1505-50), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-53).
В 1509 посетил Нидерланды. Ранние произведения К. поражают яркостью новаторских замыслов: в "Распятии" (1503, Старая пинакотека, Мюнхен; см. илл.) дерзкая правдивость образа, резкая асимметрия композиции, беспокойные краски пейзажа как бы навеяны предчувствием общественных потрясений; в "Отдыхе на пути в Египет" (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), напротив, господствуют проникновенные идиллические ноты, а зоркость и свежесть восприятия природы открывают путь достижениям дунайской школы.
В Виттенберге определился противоречивый творческий облик К., отразивший сложность эпохи и среды, в которой жил и работал художник. В "Алтаре святой Екатерины" (1506, Картинная галерея, Дрезден), "Княжеском алтаре" (1510, Государственная галерея, Дессау) претворены достижения искусства Возрождения.
В позднейших религиозных картинах они переплетаются с чертами манерности, ощутимыми также в гравюрах на дереве. Эти черты напоминают искусство поздней готики, но также предвосхищают маньеризм.
Гуманистические идеалы выражены в картинах "Венера и Амур" (1509), "Мадонна" (обе в Эрмитаже, Ленинград), "Нимфа источника" (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
К. был другом М. Лютера (многократно его портретировал, в том числе в гравюре на меди, 1521), пропагандировал идеи Реформации в ряде своих произв. (в т. ч. в гравюре на дереве "Проповедь Иоанна Крестителя", 1516). Но он принимал заказы и от противников Реформации (портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1526, Эрмитаж).
Положение придворного художника способствовало развитию в творчестве К. черт жеманства и условности, пристрастия к сложным аллегорическим и мифологическим сюжетам, оживлению некоторых традиций готики (застылость композиции, мелочная отделка деталей, архаические каноны красоты). Нарастающая стандартность произведений К. усугублялась тем, что его мастерская выпускала с его знаком-подписью множество однообразных посредственных картин.
Сам К. в наибольшей мере сохранил своё высокое мастерство в портретах, замечательным мастером которых он был, создав начиная с раннего периода ряд остро выразительных образов своих современников (портреты: И. Куспиниана, 1502-03, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур; С. Рейса, 1503, Германский национальный музей, Нюрнберг; И. Шёнера, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). В Веймаре сохранился дом Кранаха; в Дворцовом музее – галерея Кранаха.
Лит.: Гершензон Н. М., Лукас Кранах, М., 1933; Friedlander М. J., Rosenberg J., Die Gemalde von Lucas Cranach, B., 1932; Lucas Cranach der Altere. Der Kanstler und seine Zeit, B., 1953; Lucas Cranach der Altere im Spiegel seiner Zeit, B., 1953; Jahn J., Lucas Cranach als Graphiker, Lpz., 1955; Rosenberg J., Die Zeichnungen Lucas Cranachs, B., 1960.