Холст, масло. 163,8 х 106,6
Эта ранняя картина Эль Греко хорошо иллюстрирует то, как писал художник перед приездом в Венецию. Здесь еще много иконописной условности, царствует плоскость, и можно говорить о зачатках психологизма. Будущего Эль Греко в какой-то мере предсказывают лишь цвета картины.
Современники осознавали масштаб жившего рядом с ними гениального живописца. Младши йдруг Эль Греко – поэт – монах Ортенсио Феликс Паравинчино – называл его "божественным соперником Прометея". Он же рассказал в сонете, как молния однажды влетела в открытое окно мастерской художника и улетела, не причинив ему вреда. Поэт утверждал, что молнию, посланную громотвержцем Юпитером ,"ослепили" краски Эль Греко. Даже не приемлющий новаций Эль Греко учитель Веласкеса Франсиско Пачеко при знакомстве признал его "человеком удивительным" и "великим философом".
Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные лица, нервные жесты, фантастическая среда создают неповторимую атмосферу духовного горения на полотнах Эль Греко. Его герои "удлиняются" и "мерцают подобно языкам пламени; они словно лишены земного притяжения и являются символом духовного растворения человека в Боге
Сюжет "Поклонения пастухов" был особенно любим Эль Греко: последнее полотно на эту тему он написал в 1612-1614 годах, для семейной капеллы в церкви Санто Доминго эль Антигуо, где и был похоронен.
Удлиненные, тонкие бесплотные фигуры уподобляются как бы языкам пламени, на строгих лицах лежит печать необычайной одухотворенности, ирреальный пейзаж возносит фигуры и сцены в иной, сверхчувственный мир, все освещено мерцающим, фосфоресцирующим светом, который должен вызывать в зрителе чисто религиозное, мистическое настроение.
|
|