I. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ
1.
| Варианты: |
|
Уж
в темь
Пал
месяц
Бьет
Семь.
Бьет
десять.
|
|
Вон -
в славе -
Знак
Льва
Ночь
правит
Бьет
два.
|
2.
- Свет!
Светлый свет!
- Жар!
Добрый жар!
- Благ,
Щедр и свят
Ваш
Страстный дар!
|
3.
Спондей удвоенный дактилический
|
Страж!
Взять
Вот
Этого:
Смыть
Лик!
Скрыть
След его!
|
4.
Спондей удвоенный гипердактилический
|
| Варианты: |
|
Груз
Дум
Прочь
Скидывается.
Пляс
Мчит,
Кровь
Взбадривается, -
Гонг
Бьет,
Смех
Взвихривается,
Сам
Вождь
В нас
вглядывается!..
|
|
Вой,
вой,
Ветр
Взвеивающийся!
Плачь,
Плачь,
Дух
Жалующийся!
Рой
Хлябь
Волн
Рушащихся,
Мчи
вдаль
Гроб
Взбрасывающийся!
|
5.
Восходяще-нисходящая гипердактическая кваттурдэцима
+++~~+~~+~~~
+++~~+~~+
+++~~+~~+~~~
+++~~+++
|
|
Вот,
Сплошь
Полная древними призраками
Бьет
Счет
Полночь над башенным рвом.
Блеск
Рамп
Сразу сменяется сумерками...
Стих
Треск
Джазов, - юркнув
Как
Гном.
|
6.
Спондей облегченный акомпанементный
|
Нам
Сам
Черт не брат:
Скачем передом назад
|
7.
~++~~+~
~++~~+
~++~~+~
~++~~+
|
|
Уж ночь. Выйду из хаты...
Порог, сени, крыльцо...
Высок купол крылатый
И мрак дышит в лицо.
|
8.
Восходящая дактилическая дэцима
+++~~+~~+~~+~~
+++~~+~~+~~+~~
+++~~+~~+~~+~~
+++~~+~~+~~+~~
|
|
Тих
Волн
Ропот... Не плещется белыми гривами
Бег
Пен
Бурых на отмели берега дремлющего
Смолк
Вой
Шторма, что раньше бросал их приливами,
Стих
Рог
Бурь, и моря замыкаются землями.
|
II. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ СРЕД[ИННЫХ]
1.
Ямбо-хорей
~||~~||~~||~~||~
~||~~||~~||~~||
~||~~||~~||~~||~
~||~~||~~||~~||
|
|
Смешав правду с нагой ло[жью,]
смесив знанье с тр[ухой догмы,]
Здесь дух века мнет ум тыс[яч,]
росток нежный эфир [душ.]
Чтоб их после швырнуть в [город,]
в огонь строек, по [...?]
Чтобы влить сонмы живой каплей
в прибой строя, в ст[альной туш...]
|
2.
Жаркий пульс танца
тмит разум,
[бьет в жилах.]
Арки зал шумных
слив в огне[нный
круг.]
Тешит смех тайный
глаз юных,
[уст милых,]
Нежит вокруг талий
жар сомкну[тых
рук...]
|
3.
Дохмий
[~++]~+~~++~+
[~++]~+~~++~+
|
|
[Гудит
Шаг гиганта
В снегу
Льду,] воде,
|
|
Сквозь мглу
Транс-паранты
В косом
Прут дожде.
|
4.
Хвалебная
+~~+~~+++~~+~~+
+~~+~~+++~~+~~+
|
|
[...] юного мощь
Хор
Славить грядет на луга,
[В тень] расступившихся рощ,
В бор,
В поле - и на берега!
|
5.
Анапесто-хорей
...~++~~~++~~~++
...~++~~~++~~~++
|
|
[...]ама - точно луч солнца:
[За]стыл в танце золотой стан,
[...]блики золотят бронзу,
[...]лом строгим креол канн.
|
6.
Серединный удвоенный гипердактилический спондей
~~++++~~~
~~++++~~~
~~++++~~~
~~++++~~~
|
|
Поспешай
Встать,
Чернь
Мечущаяся!
Растерзай
Плоть
Царств
Рушащихся!
|
|
С вас сорву
Гнет
Всех
Заповедей,
Заглушу
Плачь
Всех
Проповедей...
|
7.
Серединная восклицательная
|
- Хоть дожевать вафельку!..
- Дорастоптать туфельку!..
- Поцеловать девочку!..
- Дохохотать шуточку...
|
8.
Серединно-спондическая секстина
|
- В шкуры! - в шубы! - в шелк!
- в мех!
- Мы, кто так дрожал...
- В дупла теплых тел -
Тех,
Кто в дома бежал.
|
III. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ НИСХОДЯЩИХ
1.
Хореямбо-спондей
+~~+++
+~~+++
+~~+++
+~~+++
|
|
Я
за стеной
рыл
вал;
Я укреплял
мощь
скреп;
Смерду закон мой стал
Необходим,
как хлеб...
|
2.
Хорео-анапестная усеченная
+~~~++~~~+
+~~~++
+~~~++~~~+
+~~~++
|
|
Рати! Цитадель
Нами занята.
Шире раздвигай
Брешь,
|
|
В эту колыбель
Роскоши и мук
Влейся! разрушай!
Режь!
|
3.
Четырехстопно-ямбическая спондейская дэцима
~+~+~+~+++~~
~+~+~+~+++~~
~+~+~+~+++~~
~+~+~+~+++~~
|
|
- На плаху, дыбу, на костер -
всех
недругов!
- Спасенье тысячам сирот,
вдов,
отроков!
- Освобожденье и простор
всем
узникам!
- Чтоб справедливый эшафот
стал
праздником!
|
4.
Ямбо-пиррихическая спондейская декада
~+~+~~~~+++
~+~+~~~~+++
~+~+~~~~+++
~+~~~~~+~~+~~~~
|
|
- Железо стягивая, плотним
Ткань
Мышц
- Никель разжевывая, густим
Кровь
Вен
- Золото всасывая, крепим
Свой
Мозг!
- Усиливаемся, хозяин, усиливаемся.
|
5.
Дактиле-ямбо-спондеическая секстина
|
- Труженик! Усвой
Наш
Ямб:
Стройся чередой
Близ
Дамб;
|
|
Плотной пеленой
Вдоль
Рва
Двигайся за мной:
Раз!
Два!
|
6.
Дактиле-спондеическая дэцима первая
+~~+~~+++
+~~+~~+++
+~~+~~+++
+~~+~~+++
|
|
А фейерверк-то! до туч
брызг
рой!
Тысячецветным шатром
ток
струй...
Эй, выходи на балкон:
вон -
змей,
Девятихвостый дракон!
волк!
Вий!.. -
|
7.
Пятистопно-ямбический спондей
~+~+~+~+~+++~
~+~+~+~+~+++~
|
|
Как горестно взмывает на простор
чуть-лунный
Гудков за горизонтом перебор
трех-струнный!
|
8.
Спондеизированный анапест первый
~~+~~++~~
~~+~~++
~~+~~++~~
~~+~~++
|
|
Мчатся гимны, звенят
метрами...
Порошит вихревой
снег...
Взвит метелями, смят
ветрами
Мой короткий, мой золотой
век.
|
9.
Пэоно-спондеическая плясовая
+~~~+~~++~~~
+~~~+~~++~~~
|
|
Слышатся набеги, разгул,
ширь
рек
В заревах и неге лихих
дней
бег...
|
10.
Спондеизированный анапест второй
~~+~~++
~~+~~++~~
~~+~~++
~~+~~++~~
|
|
На траву я упал
ниц,
Я зеленым дышал
запахом...
Стихли днем голоса
птиц;
Уже солнце текло
к западу.
|
11.
Спондеизированный четырехстопный ямб
~+~+~+~+
~+~+~+~+++~
~+~+~+~+
~+~+~+~+++~
|
|
Тишь
Хвои,
Где сходятся на отчий брег
Природа Мать и человек -
Лишь
Двое.
|
12.
Спондеизированный дактиле-ямб
+~~~++~
+~~~++
+~~~++~
+~~~++
|
|
Запахи лугов
слаще,
Пламенней косой
луч...
Тихо заалел
в чаще
Домик у лесных
круч.
|
13.
Дактиле-спондеическая дэцима вторая
+~~+~~+++~~
+~~+~~+++
+~~+~~+++~~
+~~+~~+++
|
|
Ночь, нисходя, у окрайн
Жгла
зарева...
В маске лежал он у стен,
Весь
наг,
Города страшного гость,
Бич,
царь его,
В смерти приняв на лицо
Твой
знак.
|
14.
Амфибрахио-спондеическая дэцима вторая
~+~~+~~+++~
~+~~+~~+++
~+~~+~~+++~
~+~~+~~+++
|
|
И в самодержавных сердцах
в час
гнева
Смолкал многошумных страстей
злой
спор,
Когда опускала на них
Мать
Дева,
Печальница Русской Земли,
свой
взор.
|
15.
Амфибрахио-спондеическая октава
~+~~+~~+~~+~
~+~~+~~+++
~+~~+~~+~~+~
~+~~+~~+++
|
|
Когда не разделишь в клокочущем шторме
Пучину - от материков,
в дни
бед,
Одна лишь звезда утопающим в скорби,
И на берегах - маяков
нам
нет.
|
16.
Пэоно-спондеическая октава первая
+~~~+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+++
+~~~+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+++
|
|
Броситься колдобинами гор американских,
Ухая и вскидывая вбок,
вверх,
вниз,
Срывами и взлетами по рытвинам гигантским
Сцепливаясь судрожно в клубок:
- Бис!
- Бис!
|
17.
Пэоно-спондеическая октава вторая
+~~~+~~~+++
+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+++
+~~~+~~~+~
|
|
Вспыхнут ожерелья фонарей
вдоль
трасс
Музыкой соцветий небывалых.
Манят вестибюли: у дверей -
блеск
касс,
Радуга неоновых порталов.
|
18.
Пэоно-спондеическая секстина
+~~~+~~~+~~~+
+~~~+~~~++
+~~~+~~~+~~~+
+~~~+~~~++
|
|
Встанет попурри, как балерина, на носок,
Тельце - как у бабочки: весь груз -
Грамм, -
Будто похохатывает маленький бесок:
- Дранта-рата-рита, тороплюсь
К вам!
|
19.
Ямбо-спондеическая кваттурдэцима - первая
~+~+++~+~+++
~+~+~+~+
~+~+++~+~+++
~+~+~+~+
|
|
Звенит хрусталь
дзинь-дзинь,
Поет бокал
свой тост,
Сопрано льет
каскад,
Дрожа, -
И брезжит даль
сквозь синь
И в серебре
смех звездд
И на горе -
в цвету -
Межа.
|
20.
Дактиле-спондеическая секстина
+~~+~~+~~+~
+~~++
+~~+~~+~~+~
+~~++
|
|
Но, как и прежде, венцом Мономаха
Белый горит
Столп,
Вечно-единый, превыше рахмаха
Распрей и битв
Толп.
|
21.
Пэона-спондеическая декада
+~~~+~~~+++~
+~~~+~~~+~+
+~~~+~~~+++~
+~~~+~~~+~+
|
|
Ветром овеваемы, теплом
дня
полны,
Высотой качаемы, смеясь,
Поем,
Чтоб с закатов розовых лились
к нам
волны
Нежа нас над городом - одних,
Вдвоем.
|
22.
Спондеизированный анапест третий
~~+~~++~
~~+~~++
~~+~~++~
~~+~~++
|
|
...Оттого что Господь
косит
Дни как травы,
к мольбам
глух...
Оттого, что не плоть
просит
Злой отравы,
но сам
дух
|
23.
Анапесто-спондеическая дэцима (карнавальная)
~~+~~+++~
~~+~~+++
~~+~~+++~
~~+~~+++
|
|
А снаружи - в огнях
Мрак
Улиц,
Фейерверком залит
Весь
Мост;
Каждый угол гудит
Как
Улей;
Скэтчи шумных эстрад
Жгут
Мозг.
|
24.
Ямбо-спондеическое четырнадцатистишие второе
~+~+++~+~+++
~+~+++~+
~+~+++~+~+++
~+~+++~+
|
|
- Я в тростниках
Вью - вью!
Я в родниках
Пью - пью!
Я в лозниках
Лью трель
Мою;
Сев на корчу,
Дом свик,
Прощебечу:
- Жив, жив!
Пою, свищу:
- Чив, чив,
Чи-ю.
|
25.
Ямбо-спондеическая секстина
~+~+~+~+~~++~~
~+~+~+~+~~++~~
|
|
Тебя невестим, одеваем
Парчой
Злачною, -
Сияй, дитя, над диким краем
Свечёй
Брачною!
|
26.
Анапесто-спондеическая октава
~~+~~++~
~~+~~++
~~+~~++~
~~+~~++
|
|
Не умолкнут кругом
битвы
И ясней засквозит
нам
Храм, что стоит теперь
Витберг -
В запредельном Кремле
храм.
|
27.
Хореямбо-спондеическая октава
+~~++~~+~~
+~~++
+~~++~~+~~
+~~++
|
|
И не вместят
Сны человеческие
Грез, что блестят
Мне, -
Этот псалом
Ангелов вечности
На мировом
Дне.
|
IV. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ОБНИМАЮЩИХ
1.
- Враг у ворот!
- Сколько? - Тьма тем!
- Водоворот
Тысяч - у стен...
|
2.
Обоюдо-спондеическая октава первая
|
Срок
Бьет.
Пронесем через мост
Труп.
Жизнь
Ждет,
И торопит на пост
Труд!
|
3.
Обоюдо-спондеическая октава вторая
++~~+~~+~~+++
++~~+~~+~~+++
|
|
В свод
Голого зала, в простой - вместо свеч
Круг
Ламп,
Бил
Голос оратора, ухала речь,
Как
Штамп...
|
4.
Обоюдо-спондеическая октава третья
|
- Нас, узников, жрет
Труд.
- Нас, смертников, жмет
Страх:
- Час, кланяясь, бить
Бут;
Два - ползая - рыть
Прах.
Тут, в сумраке, нет
Смен,
Вглубь поприща сход
Крут...
Весь медленный век -
Плен,
Весь горестный век -
Труд.
|
5.
Спондеическая многоярусная первая
~+~~~+~~~+++~~~+~~~+~~~+++
~+~~~+~~~+++~~~+~~~+~~~+++
|
|
...Оттуда - на мгновение, внизу
вся
в пламенных сияньях неосчитанных - Москва
наш
рок,
В дни горя, в ураганах и в грозу -
страж
каменный, в годину же хмельного торжества -
наш
бог.
|
6.
Спондеический дактиле-ямб
+~~~++~~~++~
+~~~++~~~++
+~~~++~~~++~
+~~~++~~~++
|
|
В узел сатаны нити городов Свиты,
Кармою страны скован по рукам Дух...
Где ты в этот час, ближний из сынов Света,
Бодрствующий в нас огненной борьбой Двух?
|
7.
Ямбо-спондеическая секстина
++~~+~~+~~++
++~~+~~+~~++
|
|
Здесь -
Пышные лестницы, каждый их марш -
Прям,
Здесь
Вдоль коридоров шелка секретарш
Дам...
|
V. ГРУППА НОВЫХ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ ОКТАВ
1.
Русская октава ямбическая
А ~+~+~+~+~~
Б ~+~+~+~+~
Б ~+~+~+~+~
В ~+~+~+~
А ~+~+~+~+~~
Г ~+~+~+~+~
Г ~+~+~+~+~
В ~+~+~+~
|
|
Я слышал, как цветут поверия
Под сводом теремов дремучих,
И как поет в крылатых тучах
Серебролитный звон церквей,
Как из-под грузных глыб империи
Дух воли свищет пламенами
И развевает их над нами
Злой азиатский суховей.
|
2.
Русская октава хореическая
А +~+~+~+~~
Б +~+~+~+~
А +~+~+~+~
В +~+~+~
Г +~+~+~+~~
Б +~+~+~+~
Г +~+~+~+~
В +~+~+~
|
|
И, как отсвет вечно-юного
Золотого утра мира,
Видишь крылья Гамаюновы,
Наклоненные к ручью,
Слышишь пенье Алконостово
И смеющиеся клиры
В чащах праведного острова
У Отца светил, в раю.
|
3.
Русская октава амфибрахическая первая
А ~+~~+~~+~
Б ~+~~+~~+~~
А ~+~~+~~+~
Б ~+~~+~~+~~
В ~+~~+~~+~~
Г ~+~~+~~+~
В ~+~~+~~+~~
Г ~+~~+~~+~
|
|
И, мерно сходясь над народом,
Как тени от волн набегающих,
Скрывают бесплотные воды
Молящих, скорбящих, рыдающих.
И к полчищам вражьим доносится
Лишь звон погруженного Града,
Хранимого как дароносица,
Негаснущего как лампада.
|
4.
Русская амфибрахическая октава вторая
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+
|
|
Ты с башни лиловой сходила
В плаще векового преданья,
А в улицах, в ночи свиданья,
Как оттепель стлалась от ног,
Сулила, звала и грозила
И стужей, и вечной изменой,
С бездонных окраин вселенной
Мерцая, как звездный клинок.
|
5.
Русская анапестическая октава первая
А ~~+~~+~
Б ~~+~~+~
А ~~+~~+~
В ~~+~~+
Г ~~+~~+~
Б ~~+~~+~
Г ~~+~~+~
В ~~+~~+
|
|
...И в сиреневых далях
Цепь двойных канделябров
По ночным магистралям
Устремилась к тебе, -
Страсть горячих и юных,
Доблесть гордых и храбрых
Чарам жертвуя лунным
И твоей ворожбе.
|
6.
Хореическая октава 4-x-стопная усеченная
А +~+~+~+~
Б +~+~+~+~
А +~+~+~+~
В +~+
Г +~+~+~+~
Б +~+~+~+~
Г +~+~+~+~
В +~+
|
|
Над столицей мировою
Слышишь гул страстей народных?
Так звучал "эван-эвоэ"
В древний век!
Хмель и кровь потоком алым
Бьют из капищ темносводных,
Льют по руслам небывалым
Новых рек.
|
7.
Анапестическая октава усеченная
А ~~+~~+~+
Б ~~+~~+~+
В ~~+~~+~+
Г +~+~~
А ~~+~~+~+
Б ~~+~~+~+
В ~~+~~+~+
Г +~+~~
|
|
Отпускаю тебя, мой сын,
Мой глашатай! мой луч! мой свет!
Спит невеста твоя в бору,
В диком тереме:
Слышат дебрь да сосновый тын,
Как смеется она в листве,
В росах, блещущих поутру,
В каждом дереве;
Как томится в глубинах сна
Под дрожащим огнем Стожар,
Как сникает по злым ночам
В вихрь и смерчь она, -
Вся текучая, как волна,
Как струящийся фимиам,
Ни народом, ни гранью царств
Не очернена.
|
8.
Русская анапестическая октава вторая
А ~~+~~+
Б ~~+~~+~~+~
А ~~+~~+
В ~~+~~+~~+
Г ~~+~~+
Б ~~+~~+~~+~
Г ~~+~~+
В ~~+~~+~~+
|
|
С непроглядных окрайн
Преступленье ползло, и доныне
Нерассказанных тайн
Не посмею доверить стиху;
Но уже скорлупа
Зашуршала под ветром пустыни,
Зазмеилась тропа
К непрощающемуся греху.
|
9.
Русская хореическая пятистопная октава
А +~+~+~+~+~~
Б +~+~+~+~+
А +~+~+~+~+~~
Б +~+~+~+~+
В +~+~+~+~+
Г +~+~+~+~+
В +~+~+~+~+
Г +~+~+~+~+
|
|
Не хоронят. Некогда. и Некому.
На восток - за Волгу, за Урал!
Там Россию за родными реками
Шесть столетий враг не попирал!...
Клячи. Люди. Танк. Грузовики.
Стоголосый гомон на шоссе.
Волочить ребят, узлы, мешки,
Спать на вытоптанной полосе.
|
10.
Усеченная дольниковая октава
~+~~+~~+~+
~+~~+~+
+~~+~~+~~+
+~~+~~+
|
|
Народная память хранит едва
Деяния и слова
Тех, кто ни почестей, ни торжества
Не пожинал искони;
Громом их подвигов не стотрясен
Вздыбленный строй времен;
Дальним потомкам своих имен
Не завещали они.
|
VI. ПЭОНЫ И ГИПЕРПЭОНЫ
1.
Пэон первый
+~~~+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+~~~+
+~~~+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+~~~+
|
|
Там уже проносятся скользящие байдарки,
Яхты накреняются, - как ласточки легки...
Ластятся прохладою ласкающие парки,
Яркими настурциями рдеют цветники.
|
2.
Пэон второй
~+~~~+~~~+~~~+~~
~+~~~+~~~+~~~+
~+~~~+~~~+~~~+~~
~+~~~+~~~+~~~+
|
|
Невидимо прикованы бесплотными магнитами,
Вкруг центра отдаленного, покорно ворожбе
Размеренно вращаются гигантскими орбитами
Тажелые троллейбусы мелькающего Б.
|
3.
Пэон третий
~~+~~~+~~~+~~
~~+~~~+~~~+
~~+~~~+~~~+~~
~~+~~~+~~~+
|
|
Над рекою, в невидимом предвечерии,
уж потрескивал задумчивый костер,
И туманы, голубые как поверия,
Поднимались с зарастающих озер...
|
4.
Гипер-гипер-пэон первый
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+
|
|
Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются,
Катод пристрастия с анодом ярости в деяньях тружеников
объединя,
И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, -
Страны вращающиеся подшипники, колеса лязгающего дня.
|
5.
Гипер-пэон
~~+~~~~+~~~~+~
~~+~~~~+~~~~+
~~+~~~~+~~~~+~
~~+~~~~+~~~~+
|
|
А прожекторы - тускло-розовый и багровый -
То выхватывают, то комкают облака,
Будто плещутся пламенеющие покровы
Сатурналии - вакханалии - гопака.
|
6.
Гипер-пэон второй
~~~+~~~~~+~~~~~+
~~~+~~~~~+~~~~~+~
|
|
Стеной чудовищною наступающая предо мной,
Пучина зыблется - но не свинцовою и не железной, -
Нездешней тяжестью и невычерчиваемой длиной,
То выгибающейся, то проваливающейся бездной.
|
VII. ГРУППА НОВЫХ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ
СЕКСТИН, ДЕКАД, ДЭЦИМ И ДР.
1.
Амфибрахическая секстина
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+
|
|
Он блещет светло и сурово,
И труб его стройные знаки
Подобны воздетым мечам
Для рыцарской клятвы у Гроба -
Подобны горящим во мраке
Высоким алтарным свечам.
|
2.
Усеченная секстина-дольник
+~~+~~+~~+~~
+~~+~ +~~+~
+~+~~+
+~~+~~+~~+~~
+~~+~ +~~+~
+~+~~+
|
|
В эту столикую, тысячетропную,
Бурную юность, в муть подземелий
Горный спуск разреши
С верным оружием - рудокопною
Лампой стиха - в подвалы и щели,
В штольню былой души.
|
3.
Хореическая повторно-усеченная секстина
+~+~+~+~
+~~
+~~
+~+~+~+~
+~~
+~~
|
|
Тучи! Трубные сувои
В золоте!
В золоте!
Гостя песней круговою
Жалуйте!
Жалуйте!
|
4.
Дактиле-ямбическая секстина
|
Прочь, кто боится!
Плачь,
холоп!
Конница мчится
Вскачь,
В галоп.
|
5.
Пэонический усеченный одиннадцатистрочник
+~~~+~+~~~+~
+~~~+~+~+
+~~~+~+~~~+~
+~~~+~+++
|
|
Мамонтов огромней
Сказочные крабы,
Выше диплодоков
Башни
Туш...
Ромбами, кубами -
Ромовые бабы:
Каждая - как тумба:
На
сто
душ.
|
6.
Плясовая хореическая терцина
+~+~+
+~+~+
+~+~+~ ~+~+~+
|
|
Булки в восемь тонн
Плотны как бетон:
- Прыгайте, ребятки, с батона на батон!
|
7.
Октава со слитною рифмою
А +~~~+~~~+~
А +~
Б +~~~+~~~+~
В ~+
Г +~~~+~~~+~
Г +~
Б +~~~+~~~+~
В ~+
|
|
Только бы отделаться от дум бы!..
Румбы
Плотная мелодия бубнит
В мозгу,
Зудом растекается по тяжким
Ляжкам,
Мысли разомлевшие кривит
В дугу.
|
8.
Анапестическая квинта
~~+~~+
~~+~~+
~~+~~+~~+
~~+~~+~~+~~+
~~+~~+~~+
|
|
Только стонут во сне,
Задыхаясь в броне -
В ее пальцах, в ее тишине,
И не властен никто ее мощь побороть
Ни в трудах, ни в любви, ни в вине.
|
VIII. ГРУППА МЕТРО-СТРОФ С ГИПЕР-ДАКТИЛИЧЕСКИМИ
РИФМАМИ И КОНСОНАНСАМИ
1.
Гипер-дактилические стансы
~+~+~+~+~~~~
~+~+~+~+
~+~+~+~+~~~~
~+~+~+~+
|
|
Но горизонт манил засасывающий
И дух застав был хмур и тал;
И каждый раз - ступенью сбрасывающей
Диаметр ночи возрастал.
|
И каждый раз, маршруты скашивая,
Дождем затянутые сплошь,
Предметы ждали нас, расспрашивая
про святотатство, бунт и ложь.
|
Возов, медлительно поскрипывающих
Развалистая поступь в поле...
Крик чибисов, уныло всхлипывающих
И прядающих ввысь на воле...
|
2.
Спондейно-усеченнная гипер-дактилическая октава
~+~~+~~~~
~+~~+~~~
~+~~++
~+~~+~~~~
~+~~+~~~
~+~~++
|
|
Их стаей аукаемая,
Их пеньем встречаемая,
Над мирной рекой
Сплю,
Ветрами баюкаемая,
Лесами качаемая,
Исконный покой
Длю.
|
3.
Амфибрахическая строфа с гипер-дактилем
~+~~+~~+
~+~~+~~+~~~
~+~~+~~+
~+~~+~~+~~~
|
|
Неясно доносится дрожь
из глуби столетий
немотствующей,
Когда с Немезидою схож
Блик его гнева
безумствующий.
|
4.
Двухстопно-ямбическое четверостишие с гипер-дактилями
~+~+~~~
~+~+~
~+~+~~~
~+~+~
|
|
А копны сложенные -
Все реже, реже...
Леса нехоженные -
Ни сел, ни мрежей...
|
5.
Гипер-дактилическая квинта
+~~+~~
+~~+~~
+~~+~~~~
+~~+~~~~
~~+~~+~~+~~
|
|
Цугом бряцающим,
Шагом торцующим,
Цоколи сдавливающим,
Кровли расплющивающим -
Продвигаемся, князь, продвигаемся.
|
6.
Гипер-дактилическое
консонансное четверостишие
~+~~+~~~~
~+~~+~~~~
~+~~+~~~~
~+~~+~~~~
|
|
- Спешим - поторапливаемся!
- Бежим - перевертываемся!
- Летим! перекручиваемся!
- На ходу отпочковываемся!..
|
7.
Удлиненная
ямбо-гипердактилическая октава
~+~+~~ ~+~+~~~
~+~+~~ ~+~+
~+~+~~ ~+~+~~~
~+~+~~ ~+~+
|
|
Листвы мерцающей
шелка трепещущие
Струясь колеблятся,
шуршат вокруг нас,
Всегда певучие,
всегда щебечущие,
Не умолкающие
ни на час!
|
ПРИМЕЧАНИЯ
Эта работа Д.Андреева. не датирована и, видимо, не вполне завершена, но
судя по присутствию в заголовке цикла "Бродяга" (о нем см. п.
53-пр.*) и обилию строф, представляющих варианты, не вошедшие в
окончательные тексты, она написана не позднее 1955 г.
* В письме А.А.Андреевой от 2 марта 1956 года (т.3-2, п.53)
Д.Андреев писал следующее:
"Бродяга" же был дополнен несколькими десятками стихотворений и распался
на 3 цикла, из которых – "Сквозь природу" и "Босиком" – вошли в состав
"Русских богов" в качестве глав XIV и XV >** (всего – 18),
"Миры просвет<ления>" – XVI, "Навна" – IX, "Грозный" – X, а третий –
просто сборище стихов о природе, никуда не попавших.
Он даже не собран как следует.
** Порядок глав в окончательном варианте иной. См. РБ.
Включая в себя большое количество ранних вариантов стихотворений, "Новые
метро-строфы" дают представление и об особенностях поэтического
творчества Д.Андреева, и его условиях, когда поэт после изъятия и
уничтожения своих рукописей уже во время тюремных "шмонов", был вынужден
их вновь и вновь восстанавливать. Есть основания считать, что не все
цитируемое в этой работе восстановлено.
В примечаниях общепринятые стиховедческие термины, как правило, не
объясняются, кроме тех случаев, когда это необходимо для характеристики
особенностей стиха Д.Андреева.
Метро-строфы. Примечание Д.Андреева из "Некоторых заметок по стиховедению":
Под метрострофой я разумею любую, непрерывно и единообразно в данном стихотворении повторяемую группу строк, в которой сочетается твердое следование одному заданному метру со столь же единообразно проводимой рифмовкой. Например, в русской поэзии XIX века самой распространенной метрострофой было четырехстопное ямбической четверостишие с рифмовкой АВАВ, где А – рифма женская, В – мужская. Силлаботоническая поэтика знает несколько десятков метростроф, чистые же дольники и интонационный стих Маяковского не знает метростроф вовсе. Тем не менее, после кратковременного восстания футуристов, метрострофа утвердилась в русской поэзии как основная структурная единица. По-видимому, потребность в ней вытекает не столько из свойств русского языка, сколько из некоторых психологических особенностей тех эпох, которые стремятся к созданию твердых и долговечных эстетических форм больше, чем к разрушению старых канонов.
I. Группы спондеических восходящих
Спондей в русском стихе представляет ритмический ход, обычно в ямбе,
когда рядом ставятся два и более ударных слогов. В нашей поэзии применение
спондеев – сверхсъемных ударений – встречается уже в XVIII в., но такого
обилия сознательного и систематизированного употребления спондеев, как у
Д.А. в ней никогда не было. Кроме того, у Д.Андреева. применение спондеев связано
и с определенной системой строфических построений. Поэтому, несмотря на
то, что некоторым метрическим особенностям и "ходам" Д.Андреева. можно отыскать
соответствия в богатейшей истории русского стиха, его спондеические
"метро-строфы" действительно являются оригинальным вкладом в отечественную поэзию.
(прим. Б.Романова).
Класс спондеических восходящих – класс метрических систем, в которых спондеический элемент сконцентрирован в начале строфы или
в начале каждой из составляющих ее и единообразно повторяющихся групп стоп.
(Д.А. "Некоторые заметки по стиховедению")
Спондей
В рукописи первоначально было: Чистый спондей.
"Уж//в темь...". – Вариант строфы из "Симфонии городского дня" (Ср.: 1,64)
"Вон –//в славе...". – Там же (1,68).
2. Спондео-ямб
"– Свет!//Светлый свет!..". – "Утренняя оратория" (3,1,563). Присутствие
здесь строф из "Утренней оратории" говорит о том, что она входила в первый
вариант РБ.
3. Спондей удвоенный дактилический
"Страж!/Взять...". – Строфа из ЖМ (3,1,96), которая предполагалась в
составе РБ.
4. Спондей удвоенный гипердактилический
"Груз//Дум...". – ЖМ (3,1,87). В рукописи вместо Скидывается первоначально
было – Свертывается.
"Вой,//вой...". – ЖМ, с разночтением (ср.: 3,1,115-116).
5. Восходяще-нисходящая кваттурдэцима
Кваттурдэцима – (от лат. quartus-decimus и аналогичного фр.) –
четырнадцатистрочная строфа; правда, как мы видим на схеме, кваттурдецима сводится
метрически к четверостишию (что, впрочем, Д.Андреев. делает и в метрических схемах
других строф), но характерное для Д.Андреева. использование спондеев делает графическую
организацию строфы вполне обоснованной.
"Вот,//Сплошь...". – "Шабаш" ("Афродита всенародная"; 3,1,581).
6. Спондей облегченный акомпанементарный
В тексте аккомпанементный, в примечании аккомпанементарный - так в бумажном издании
"Нам//Сам...". – Источник цитаты установить не удалось; возможно строфа
восходит к ранней редакции ЖМ.
7.
Название строфы в рукописи отсутствует.
"Уж ночь. Выйду из хаты...". – Строфа, видимо, из одной из редакций цикла
"Лесная кровь" (ср.: 3,1,402-403).
8. Восходящая дактилическая дэцима.
Неясно, почему нижеследующие двенадцать строк названы дэцимой.
"Тих//Волн...". – Источник цитаты установить не удалось.
II. Группа спондеических сред[инных]
Класс спондеических срединных – класс метрических систем, в которых спондеический элемент сконцентрирован
в середине строфы или составляющих ее групп стоп.
(Д.А. "Некоторые заметки по стиховедению")
1. Ямбо-хорей
"Смешав правду с нагой ложью...". – "Симфония городского дня", вариант
(Ср.: 1,57). Здесь и далее в рукописи две дефектных страницы; восстановленный
текст заключен в квадратные скобки.
2. Вальс
"Жаркий пульс танца...". – Там же, вариант (Ср.: 1,67).
3. Дохмий
"Гудит// Шаг гагантя...". – "Столица ликует" (1,76).
4. Хвалебная
"[...] юного мощь...". – В рукописи начала строк отсутствуют.
"Ирудрана"; вариант (ср.: !,396 /так в бумажном варианте/).
5. Анапесто-хорей
В связи с дефектом рукописи начало схемы отсутствует.
"[...] ама – точно луч солнца...". – Источник цитаты установить не удалось,
возможно строфа восходит к неизвестному нам стих. цикла "Древняя память"
(см.: 3,1,320-335).
6. Средний удвоенный гипердактилический спондей
"Поспетай//Встать...". – ЖМ, вариант (Ср.: 3,1,42).
7. Срединная восклицательная
"– Хоть дожевать вафельку!...". – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,114–115).
8. Срединно-спондеическая секстана
"– В шкуры! – в шубы! – в шелк!...". – ЖМ (3,1,41).
III. Группа спондеических нисходящих
Класс спондеических нисходящих, – класс метрических систем, где спондеический элемент сконцентрирован в конце строфы или составляющих ее групп стоп.
(Д.А. "Некоторые заметки по стиховедению")
1. Хореямбо-спондей
"Я//за стеной...". – Строфа предположительно из ранней редакции ЖМ.
2. Хорео-анапестная усеченная
"Рати! Цитадель...". – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,33).
3. Четырехстопно-ямбнческая спондейная дэцима
"- На плаху, дыбу, на костер...". – Строфа предположительно из ранней
редакции ЖМ.
4. Ямбо-пиррихическая спондейная декада
Декада – здесь: десятистишие (от лат. decada – десяток).
"Железо стягивая, плотним...". – Строфа предположительно из ранней
редакции ЖМ.
5. Дактиле-ямбо-спондеическая секстина
"- Труженик! Усвой...". – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,85-86).
6. Дактиле-спондевчески дэцнма первая
"А фейерверк - то! до туч...". – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,86).
7. Пятистопно-ямбическнй спондей
"Как горестно взмывает на простор...". – "Измена" /"Материалы к поэме
"Дуггур" (З,1,470).
8. Спондеизированный анапест первый
"Мчатся гимны, звенят...". – "Мчатся гимны, звенят..." (Там же; 3,1,472).
9. Пэоно-спондеическая плясовая
"Слышатся набеги, ранул...". – По предположению АА., строфа входила в
несохранившуюся поэму "Солнцеворот".
10. Спондеизированный анапест второй
"На траву я упал...". – "На траву я упал..." ("Лесная кровь"; 3,1,414).
11. Спондензировнный четырехстопные ямб
"Тишь//Хвои– ". – Строфа, предположительно, из ранней редакции цикла
"Лесная кровь".
12. Спондеизированный дактиле-ямб
"Запахи с лугов...". – "Сумрак засинел..." ("Лесная кровь", с разночтением,
3,1,397).
13. Дактиле-спондеическая дэцима вторая
"Ночь, нисходя, у окраин...". – По предположению АА. строфа входила в
несохранившуюся поэму "Солнцеворот".
14. Амфибрахио-спондеическая дэцима вторая
"И в самодержавных сердцах...". – "Дом Пресвятой Богородицы" ("Голубая
свеча"; 1,241-242).
15. Амфибрахио-спондеическая октава
"Когда не разделишь в клокочущи шторме...". – Там же, с разночтениями
ср.: 1,244).
16. Пэоно-спондеическая октава первая
"Броситься колдобинами гор американских...". – "Симфония городского дня ,
вариант (ср.: 1,61).
17. Пэоно-спондеическая октава вторая
"Вспыхнут ожерелья фонарей...". – Там же (1,64).
18. Пэоно-спондеическая секстина
"Встанет попурри, как балерина, на носок...". – Там же (1,65).
19. Ямбо-спондеическая кваттурдэцима первая
"Звенит хрусталь...". – Там же, вариант (ср.: 1,65).
20. Дактиле-спондеическая секстина
"Но, как и прежде, венцом Мономаха...". – По предположению АА., эта
строфа, возможно, из стих. неосeoсуществленного цикла о Москве.
21. Пэоно-спондеичсская декада
"Ветром овеваемы, теплом...". – "На балконе", с разночтением ("Материалы
к поэме "Дуггур"; 3,457).
22. Спондеизированный анапест третий
"Оттого, что Господь...". – "Сквозь перезвон рифм..." ("Материалы к поэме
"Дзтгур"; 3,1,462).
23. Анапесто-спондеическая дэцима ("карнавальная")
"А снаружи - в огни...". – "Столица ликует", вариант (ср.:1,80).
24. Ямбо-спондеическое четырнадцатистишие второе
"Я в тростниках...". – "Птички" ("Босиком"; 1,410).
25. Ямбо-спондеическая секстина
"Тебя невестим, одеваем...". – По предположению АА, эта строфа из "Утренней
ораторим", рукопись которой сохранилась не полностью (см.: 3,1,555-572).
26. Анапесто-спондеическая октава
"Не умолкнут кругом...". – "Гении" ("Старорусские боги"; 1,253).
27. Хореямбо-спондеическая октава
"И не вместят...". – По предположению АА., строфа входила в "Утреннюю
ораторию"; но в переработанном виде она вошла в ЖМ (ср.: 3,1,81).
IV. Группа спондеических обнимающих
Класс спондеических обнимающих – класс метрических систем,
где спондеические стопы расположены и в начале, и в конце.
(Д.А. "Некоторые заметки по стиховедению")
1. Хореямб простой
"- Враг у ворот...". – По предположению АА., строфа входила в
несохранившуюся поэму "Солнцеворот".
2. Обоюдо-споидеическая октава первая
"Срок//Бьет...". – "Красный реквием" (1,89).
3. Обоюдо-спондеическая октава вторая
"В свод...". – Там же, с разночтениями (ср.: 1,90).
4. Обоюдо-спондеическая октава третья
"-Нас, узников, жрет...". – Предположительно, строфа входила в раннюю
редакцию ЖМ.
5. Спондеическая многоярусная первая
"... Оттуда - на мгновение, внизу...". – "Симфония городского дня" (1,63).
6. Спондеический дактиле-ямб
"В узел сатаны нити годов свиты...". – "Яросвету – демиургу России"
("Темное видение"; 1,99).
7. Ямбо-спондеическая секстина
"Здесь...". – "О тех, кто обманывал доверие народа" (Там же; 1,85).
V. Группа новых силлабо-тонических октав
1. Русская октава ямбическая
"Я слышал, как цветут поверия...". – "У стен Кремля", с разночтением
("Святые камни"; 1,34).
2. Русская октава хореическая
"И как отсвет вечно-юного...". – "Василий Блаженный", с разночтением (Там
же; 1,37).
3. Русская октава амфибрахическая первая
"И, мерно сходясь над народом...". – "Большой театр. Сказание о невидимом
граде Китеже", вариант (Там же, ср.: 1,48-49).
4. Русская амфибрахическая октава вторая
"... Ты с башни лиловой сходила...". – "Темные грезы оковывать метром"
("Материалы к поэме "Дуггур"; 3,1,475).
5. Русская анапестическая октава первая
"... И в сиреневых далях...". – "Госпоже города. (Второе)", с разночтением
("Материалы к поэме "Дуггур"; ср.: 3,1,464).
б. Хореическая октава 4-х стопная усеченная
"Над столицей мировою...". – ("Aphrodite pandemonium") "Афродита всенародная"; 3,1,587).
7. Анапестическая октава усеченная
"Отпускаю тебя, мой сын...". – "Утренняя оратория", с разночтением
(3,1,578).
8. Русская анапестическая октава вторая
"С непроглядных окраин...". – Строфа, видимо, относится к "Материалам к
поэме "Дуггур"; сравни последние две строки с окончанием стих. "Дух мой
выкорчеван. Все мало..." (3,1,476).
9. Русская хореическая пятистопная октава
"Не хоронят. Некогда. И некому...". – "Беженцы" ("Из маленькой комнаты";
1,134).
10. Усеченная дольниковая октава
"Народная память хранит едва...". – "О полузабытых", с разночтением
("Святорусские духи"; 1,249).
VI. Пэоны и гипер-пэоны
1. Пэон первый
"Там уже проносятся скользящие байдарки...". – "Симфония городского дня",
с разночтениями (1,60).
2. Пэон второй
"Невидимо прикованы бесплотными магнитами...". – Там же, с разночтениями
(Ср.: 1,52).
3. Пэон третий
"Над рекою, в нелюдимом предвечерии...". – "Древнее", с разночтениями
("Сквозь природу"; ср.: 1,383).
4. Гипер-гипер-пэон первый
"Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются...". –
"Симфония городского дня", с разночтениями (Ср.: 1, 56-57).
5. Гипер-пэон
"А прожекторы - тускло-розовый и багровый...". – "Танцы вверху" ("Афродита всенародная", 3,1,578-579).
б. Гипер-пэон второй
"Стеной чудовищною наступающая предо мной...". – Источник цитаты
неизвестен; возможно, это строки одной из редакций поэмы "У демонов
возмездия".
VII. Группа новых силлабо-тонических секстин, декад, дэцим и др.
1. Амфибрахическая секстина
"Он блещет светло и сурово...". – "Концертный зал" ("Святые камни"; 1,43).
2. Усеченная секстина-дольник
"В эту столикую, тысячетропную...". – Источник цитаты неизвестен;
тематически строфа связана с "Материалами к поэме "Дуггур".
3. Хореическая повторно-усеченная секстина
"Тучи! Трубные сувои...". – "Утренняя оратория" (3,1,565).
4. Дактиле-ямбическая секстина
"Прочь, кто боится!..". – По свидетельству АА., строфа из утраченной поэмы
"Солнцеворот".
5. Пэонический усеченный одиннадцатистрочник
"Мамонтов огромней...". – "Симфония городского дня", с разночтениями
(ср.: 1,78-79).
6. Плясовая хореическая терцина
"Булки в восемь тонн...". – Там же (1,78).
7. Октава со слитною рифмой
"Только бы отделаться от дум бы!...". – "Танцы внизу", с разночтениями
("Афродита всенародная"; 3,1,580).
8. Анапестическая квинта
"Только стонут во сне...". – Источник цитаты неизвестен, но тематически
строфа может восходить к "Материалам к поэме "Дуггур" или к "Афродите
всенародной".
VIII. Группа метро-строф с гипер-дактилическимн рифмами и консонансами
Консонансы; более употребителен в современном стиховедении термин диссонансы.
1. Гипер-дактилические стансы
"Но горизонт манил засасывающий…". – "Другу юности, которого нет в
живых. (Второе)" ("Материалы к поэме "Дуггур"; 3,1,453).
"И каждый раз, маршруты скашивая…". – Там же, с разночтениями.
"Возов, медлительно поскрипывающих…". – "Исчезли стены разбегающиеся…",
с разночтениями ("Зеленою поймой"; 3,1,465). Далее, судя по рукописи,
предполагался "Вариант третий".
2. Спондейно-усеченная гипер-дактилическая октава
"Их стаей аукаемая…". – "Утренняя оратория" (3,1,567).
3. Амфибрахическая строфа с гипер-дактилем
"Неясно доносится дрожь…". – Источник цитаты неизвестен, но
тематически строфа может восходить к "Материалам к поэме "Дуггур" или к "Афродите
4. Двухстопно-ямбическое четверостишие с гипер-дактилями
"А копны сложенные…". – Источник цитаты неизвестен.
5. Гипер-дактилическая квинта
"Цугом бряцающим…". – Цитата, возможно, восходит к ранней редакции ЖМ.
6. Гипер-дактилическое консонансное четверостишие
"– Спешим – поторапливаемся…". – ЖМ, вариант (ср.:3,1,40)
7. Удлиненная ямбо-гипердактилическая октава
"Листвы мерцающей…". – "Утренняя оратория", с разночтением (ср.:3,1,562).