Хлебников Велимир (1885-1922), (в ряде прижизненных изданий Велемир, Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) (1885-1922) русский поэт и прозаик.
Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губ. в семье орнитолога и лесовода, впоследствии - основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой "О чем поешь ты, птичка в клетке?.." Мать Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.
В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 Хлебников пошел в 3-й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом. Сам же Хлебников в 1904 писал о себе: "Пусть на могильной плите прочтут: "Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка…".
В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет - сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставил учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал "среды" Вяч.Иванова и "Академию стиха" при журнале "Аполлон", где встречался с акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч.Иванова он получил древнее славянское имя Велимир). Однако уже в эти годы у Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на природу слова. С 1905, тяжело переживая поражение России в русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества.
В 1908 в журнале "Весна" было опубликовано первое стихотворение Хлебникова "Искушение грешника". Тогда же состоялось его знакомство с В.Каменским, Д.Бурлюком и др. членами группы "Гилея", к которым затем присоединились В.Маяковский и Б.Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл "будетлянством". Его стихи вошли в футуристический сборник "Садок судей" (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова - "Ряв!", "Творения 1906-1908" и др. Знаменитый сборник футуристов "Пощечина общественному вкусу"(1912) наполовину состоял из стихов Хлебникова - "Кузнечик, Бобэоби пелись губы… "и др. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы "Маркиз Дэзес" (1909-1911) и поэмы "Журавль" (1909) был ориентирован на разговорную речь. В "Пощечине общественному вкусу" была напечатана составленная Хлебниковым таблица "Взор на 1917 год", в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал "падение государства".
В 1912 была издана книга Хлебникова "Учитель и ученик", в которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу "заумного языка", разработанного им совместно с поэтом А.Крученыхом и воплощенного в их общей поэме "Игра в аду" (1912). В общем сборнике Крученыха и Хлебникова "Слово как таковое" (1913) о "зауми" было сказано, что она пользуется "разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями". По определению Хлебникова, в "зауми" происходит "сопряжение корней" слов, первоначально разложенных на фонетические составляющие.
С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали книги "Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне" (1915) и "Время мера мира" (1916). Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы "Война в мышеловке" (1915-1922) и других произведений этого периода.
В 1916 Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, "прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное". С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу. В понимании Хлебникова, искусство имеет жизнестроительное значение в судьбе поэта-"творянина". С необходимостью внебытового существования "творянина" связаны странствия поэта по России. Хлебников считал, что "стихи - это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был". Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в воспоминаниях поэта Н.Асеева: "В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суетне. Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу… Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно".
Октябрь 1917 Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме "Ночной обыск" (1921). В 1918 находился в Астрахани и описал свои впечатления в поэме "Ночь перед Советами" (1921). В 1920-1921 на Украине Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах "Ночь в окопе" (1920), "Каменная баба" (1919), в рассказе "Малиновая шашка" (1921) и др. произведениях. Затем Хлебников приехал на Кавказ, где работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. Революционные события на Востоке стали темой поэмы "Тиран без Тэ" (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме "Ладомир" (1920), опубликованной в Харькове. Ее заглавие - неологизм, придуманный Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В "Ладомире" создан образ неделимого человечества, объединенного с природой.
В декабре 1921 Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: "Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет". В 1922 написал "Зангези", определив жанр этого произведения как "сверхповесть" и объяснив его внутренний строй следующим образом: "Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом… Это эпос сознания, эпос о мыслительном процессе, связующем прошлое и будущее человечества". Имя главного героя - непонятого пророка, "второго я" автора - произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. Зангези пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены "Доски судьбы" - составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями.
Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губ. вместе с художником П.Митуричем.
Умер Хлебников в д.Санталово 28 июня 1922.
Творчество Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. - В.Маяковского, О.Мандельштама, М.Цветаеву, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого и др., так и на развитие новых - ритмических, словотворческих и пророческих - возможностей поэзии.
Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) - русский философ, поэт, драматург, публицист. Родился в Москве 1 (13) мая 1804 в старинной дворянской семье. В 1822-1825 и в 1826-1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Оставив службу, занялся делами своего имения. Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. Зимой 1838/1839 он познакомил друзей со своей работой "О старом и новом". Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. В ней была очерчена постоянная тема славянофильских дискуссий: "Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?… Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?"
Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью славянофил понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и "соборно" объединяющую множество верующих "в любви и истине". В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви - идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае - во имя единства, во втором - во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного "духу Церкви".
Религиозная онтология Хомякова последовательно теоцентрична, ее основу составляет идея "волящего разума" как первоначала всего сущего: "и мир явлений возникает из свободной воли". Собственно, его онтология - это в первую очередь опыт философского воспроизведения интеллектуальной традиции патристики,. Существенное значение имеет утверждаемая им неразрывная связь воли и разума (как божественного, так и человеческого), что принципиально отличает позицию Хомякова от различных вариантов волюнтаризма (А.Шопенгауэр, Э.Гартман и др.). Отвергая рационализм, Хомяков обосновывал необходимость цельного знания ("живознания"), источником которого выступает соборность - "совокупность мышлений, связанных любовью". Религиозно-нравственное начало, таким образом, играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания, т.е. "вся лестница получает свою характеристику от высшей степени - веры".
Славянофильская историософия представлена в основном в "Семирамиде" Хомякова. В этой не завершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла. Критически оценивая итоги истолкования исторического развития в немецком рационализме (прежде всего у Гегеля), Хомяков в то же время полагал бессмысленным возвращение к традиционной нефилософской историографии. Альтернативой гегелевской модели исторического развития и разнообразным вариантам европоцентристских историографических схем в Семирамиде становится образ исторической жизни, принципиально лишенной постоянного культурного, географического и этнического центра. Связь же поддерживается в "истории" Хомякова взаимодействием двух полярных духовных начал: "иранского" и "кушитского", действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах. Придавая древнему миру мифологические очертания, Хомяков в определенной мере сближается с Шеллингом. Н.А.Бердяев справедливо отметил в свое время: "мифология и есть древняя история… история религии и… есть содержание первобытной истории, эту мысль Хомяков разделяет с Шеллингом". Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо "иранства" как символа свободы духа, либо "кушитства", которое символизирует "преобладание вещественной необходимости, т. е. не отрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении". Фактически, по Хомякову, это два основных типа человеческого мировосприятия, два возможных варианта метафизической позиции. Существенно то, что деление на "иранство" и "кушитство" в "Семирамиде" не абсолютно, а относительно. Христианство же в историософии Хомякова - не столько высший тип "иранского" сознания, сколько уже его преодоление. Неоднократно в книге признается и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих "кушитский" тип. Идея абсолютизации каких-либо национально-религиозных форм исторической жизни отвергается в "Семирамиде": "История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий".
Сталкивая в своей историософии "свободу духа" (иранство) и "вещественный", фетишистский взгляд, названный "кушизмом", Хомяков продолжал ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению, западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его месте "внешне-юридический" формализм общественной и религиозной жизни. Критикуя Запад, Хомяков не был склонен к идеализации ни прошлого России (в отличие от Аксакова), ни ее настоящего. В русской истории он выделял периоды относительного "духовного благоденствия" (царствования Федора Иоанновича, Алексея Михайловича, Елизаветы Петровны). В эти периоды не было "великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире" и создались условия для органического, естественного развития "духа жизни народа".
Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением "разрывов" русской истории. Он надеялся на "воскресение Древней Руси", хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение - "в просвещенных и стройных размерах", на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.
Умер Хомяков в с.Ивановское 23 сентября (5 октября) 1860.
Хрущов Никита Сергеевич (1894-1971) (17 апреля 1894, с. Калиновка Курской губернии - 11 сентября 1971, Москва) - Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, Трижды Герой Социалистического Труда.
Развенчал культ личности Сталина, провёл ряд демократических преобразований аппарата, улучшил отношения СССР с капиталистическими странами, испортил отношения СССР c Китаем, реабилитировал часть политических заключённых.
Начал первые программы массового жилищного строительства (хрущёвки) и освоения космического пространства человечеством.
Родился 5 (17) апреля 1894 в селе Калиновка Курской губернии в шахтерской семье. Получил начальное образование в церковно-приходской школе. С 1908 работал слесарем, чистильщиком котлов, состоял в профессиональных союзах, участвовал в рабочих стачках. В годы Гражданской войны воевал на стороне большевиков. В 1918 вступил в коммунистическую партию.
В начале 1920-х годов работал на шахтах, учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В дальнейшем занимался хозяйственной и партийной работой в Донбассе и Киеве. В 1920-е годы руководителем коммунистической партии на Украине был Л.М.Каганович, и по-видимому Хрущев произвел на него благоприятное впечатление. Вскоре после отъезда Кагановича в Москву Хрущев был направлен на учебу в Промышленную академию. С января 1931 находился на партийной работе в Москве, в 1935-1938 он - первый секретарь московского областного и городского комитетов партии - МК и МГК ВКП(б). В январе 1938 был назначен первым секретарем ЦК компартии Украины. В том же году стал кандидатом, а в 1939 - членом Политбюро.
В годы Великой Отечественной войны Хрущёв был членом военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. Являлся одним из виновников катастрофических окружений РККА под Киевом(1941) и под Харьковом (1942) всецело поддерживая сталинскую точку зрения. Закончил войну в звании генерал-лейтенанта именно из-за поддержки всех идей Сталина.
В период с 1944 до 1947 работал Председателем Совета Министров Украинской ССР, Каганович же возглавлял партийное руководство республики. В декабре 1947 Хрущев вновь возглавил коммунистическую партию Украины, став первым секретарем ЦК КП(б)У; занимал этот пост до своего переезда в Москву в декабре 1949, где стал первым секретарем Московского комитета партии и секретарем ЦК ВКП(б).
Хрущев выступил инициатором укрупнения коллективных хозяйств (колхозов). Эта кампания привела к снижению в течение нескольких лет численности коллективных хозяйств с примерно 250 тыс. до менее чем 100 тыс. В начале 1950-х годов он вынашивал еще более радикальные планы. Хрущев хотел превратить крестьянские села в агрогорода, чтобы колхозники жили в таких же домах, как рабочие, и не имели приусадебных участков. Опубликованная по этому поводу речь Хрущева в "Правде" на следующий день была опровергнута в редакционной статье, где подчеркивался дискуссионный характер предложений. И все же Хрущев в октябре 1952 был назначен одним из главных докладчиков на 19 съезде партии.
После смерти Сталина, когда председатель совета министров Г.М.Маленков оставил пост секретаря ЦК, Хрущев стал "хозяином" партаппарата, хотя вплоть до сентября 1953 и не имел титула первого секретаря. В период с марта по июнь 1953 Л.П.Берия предпринял попытку захвата власти. В целях устранения Берии Хрущев пошел на союз с Маленковым. В сентябре 1953 он занял пост первого секретаря ЦК КПСС.
В первые годы после смерти Сталина говорилось о "коллективном руководстве", но вскоре после ареста Берии в июне 1953 между Маленковым и Хрущевым началась борьба за власть, победу в которой одержал Хрущев. В начале 1954 он объявил о начале грандиозной программы освоения целинных земель с целью увеличения производства зерна, а в октябре того же года возглавил советскую делегацию в Пекине.
Причиной отставки Маленкова с поста председателя совета министров в феврале 1955 явилось то, что Хрущеву удалось убедить Центральный Комитет поддержать курс на преимущественное развитие тяжелой промышленности, а следовательно, и производства вооружений, и отказаться от идеи Маленкова отдать приоритет производству предметов потребления. На пост председателя совета министров Хрущев назначил Н.А.Булганина, обеспечив себе позиции первой фигуры в государстве.
Наиболее ярким событием в карьере Хрущева был 20 съезд КПСС, состоявшийся в 1956. В докладе на съезде он выдвинул тезис, согласно которому война между капитализмом и коммунизмом не является "фатально неизбежной". На закрытом заседании Хрущев выступил с осуждением Сталина, обвинив его в массовом уничтожении людей и ошибочной политике, едва не закончившейся ликвидацией СССР в войне с нацистской Германией. Результатом этого доклада стали волнения в странах восточного блока - Польше (октябрь 1956) и Венгрии (октябрь и ноябрь 1956). Эти события подорвали позиции Хрущева, особенно после того, как в декабре 1956 выяснилось, что из-за недостаточных капиталовложений срывается выполнение пятилетнего плана. Однако в начале 1957 Хрущеву удалось убедить Центральный Комитет принять план реорганизации управления промышленностью на региональном уровне.
В июне 1957 Президиумом (ранее Политбюро) ЦК КПСС был организован заговор с целью смещения Хрущева с поста первого секретаря партии. После своего возвращении из Финляндии он был приглашен на заседание Президиума, который семью голосами против четырех потребовал его отставки. Хрущев созвал Пленум ЦК, который отменил решение Президиума и отправил в отставку "антипартийную группу" Молотова, Маленкова и Кагановича. (В конце 1957 Хрущев отправил в отставку поддержавшего его в трудную минуту маршала Г.К.Жукова.) Он укрепил Президиум своими сторонниками, а в марте 1958 занял пост председателя совета министров, взяв в свои руки все основные рычаги власти.
В 1957, после успешных испытаний межконтинентальной баллистической ракеты и вывода на орбиту первых спутников, Хрущев выступил с заявлением, потребовав от стран запада "покончить с холодной войной". Его требования об отдельном мирном договоре с Восточной Германией в ноябре 1958, который бы включал возобновление блокады Западного Берлина, привели к международному кризису. В сентябре 1959 президент Д.Эйзенхауэр пригласил Хрущева посетить США. После поездки по стране Хрущев вел переговоры с Эйзенхауэром в Кемп-Дэвиде. Международная обстановка заметно потеплела после того, как Хрущев согласился отодвинуть сроки решения вопроса о Берлине, а Эйзенхауэр - созвать конференцию на высшем уровне, которая бы рассмотрела этот вопрос. Встреча на высшем уровне была намечена на 16 мая 1960. Однако 1 мая 1960 в воздушном пространстве над Свердловском был сбит разведывательный самолет США У-2, и встреча была сорвана.
"Мягкая" политика в отношении США вовлекла Хрущева в скрытую, хотя и жесткую идеологическую дискуссию с китайскими коммунистами, осуждавшими переговоры с Эйзенхауэром и не признававшими предложенной Хрущевым версии "ленинизма". В июне 1960 Хрущев выступил с заявлением о необходимости "дальнейшего развития" марксизма-ленинизма и учета в теории изменившихся исторических условий. В ноябре 1960, после трехнедельной дискуссии, съезд представителей коммунистических и рабочих партий принял компромиссное решение, позволявшее Хрущеву вести дипломатические переговоры по вопросам разоружения и мирного сосуществования, призвав при этом активизировать борьбу против капитализма всеми средствами, кроме военных.
В сентябре 1960 Хрущев во второй раз посетил США в качестве главы советской делегации на генеральной ассамблее ООН. В ходе ассамблеи ему удалось провести широкомасштабные переговоры с главами правительств целого ряда стран. В его докладе на Ассамблее содержались призывы к всеобщему разоружению, немедленной ликвидации колониализма и принятию Китая в ООН. В июне 1961 Хрущев встретился с президентом США Дж.Кеннеди и вновь высказал свои требования в отношении Берлина. В течение лета 1961 советская внешняя политика становилась все более жесткой, а в сентябре СССР прервал трехлетний мораторий на испытания ядерного оружия, проведя серию взрывов.
Осенью 1961 на 22 съезде КПСС Хрущев выступил с нападками на коммунистических лидеров Албании (которых не было на съезде) за то, что они продолжали поддерживать философию "сталинизма". При этом он имел в виду также лидеров коммунистического Китая. 14 октября 1964 Пленумом ЦК КПСС Хрущев был освобожден от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС. Его сменили Л.И.Брежнев, ставший первым секретарем Коммунистической партии, и А.Н.Косыгин, ставший председателем совета министров.
После 1964 Хрущев, сохраняя свое место в ЦК, по существу находился в отставке. Он формально отмежевался от опубликованного в США под его именем двухтомного труда "Воспоминания" (1971, 1974). Хрущев умер в Москве 11 сентября 1971.
После отставки Хрущёва его имя более 20 лет было фактически под запретом; в энциклопедиях ему сопутствовала предельно краткая официальная характеристика: В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма. В Перестройку обсуждение деятельности Хрущёва вновь стало возможным; подчёркивалась его роль как "предшественника" перестройки, вместе с тем обращалось внимание и на его собственную роль в репрессиях, и на отрицательные стороны его руководства. Единственным случаем увековечения памяти Хрущёва до сих пор остаётся присвоение его имени площади в Грозном в 1991 году. При жизни Хрущёва его именем кратковременно назывался город строителей Кременчугской ГЭС (Кировоградская область Украины), который после его отставки был переименован в Кремгэс, а затем в Светловодск.
В период правления Хрущёва была начата подготовка "Косыгинских реформ" - попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики.
Значимым моментом в развитии экономики СССР был также отказ от внедрения Общегосударственной автоматизированной системы - системы централизованного компьютерного управления всей экономикой страны, разрабатывавшейся АН СССР и доведённой до стадии пилотного внедрения на отдельных предприятиях.
Несмотря на проводимые реформы, благосостояние большинства советских людей оставляло желать лучшего.