Эддингтон Артур Стэнли (Eddington, Arthur Stanley) (1882-1944) – английский астроном. Родился в Кендале на севере Англии 28 декабря 1882. В 1898-1902 учился в Оуэнз-колледже, в 1904 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. В 1906-1913 работал ассистентом в Гринвичской королевской обсерватории. Был членом совета Тринити-колледжа, награжден премией Смита. В 1914 был назначен профессором астрономии и директором обсерватории Кембриджского университета.
Ранние работы Эддингтона (1906-1914) посвящены изучению движений звезд и строению звездных систем. Эддингтон провел статистический анализ собственных движений звезд, подтвердивший существование двух звездных потоков. Выполнил фундаментальные исследования по теории внутреннего строения звезд. В основе теории лежало представление о том, что перенос энергии из внутренних областей звезды во внешние осуществляется главным образом путем излучения, а не конвекции. Создал модель звезды (стандартная модель Эддингтона), равновесие в которой определяется соотношением между силами тяготения и силами давления газов и излучения. Дал теоретическую интерпретацию соотношения между массой и светимостью (1924). Рассчитал диаметр некоторых красных гигантов, оценил плотность карликового спутника Сириуса, оказавшуюся необычайно высокой. Все эти результаты были обобщены в одном из важнейших трудов Эддингтона – Математическая теория относительности (Mathematical Theory of Relativity, 1923).
В 1918-1919 Эддингтон опубликовал работы, посвященные проблеме пульсаций звезд, в которых опроверг гипотезу двойственности, привлекавшуюся для объяснения переменности цефеид. Еще одно направление исследований Эддингтона – физика звездных атмосфер. Ученый создал теорию образования линий поглощения, предложил модель их появления, основанную на том, что линии и непрерывный спектр формируются совместно (модель Милна – Эддингтона). Показал, что узкие линии ионизированного кальция в спектрах некоторых горячих звезд имеют межзвездную природу. Эддингтон экспериментально подтвердил одно из предсказаний теории относительности – отклонение лучей света в гравитационном поле Солнца, которое обнаружил во время полного солнечного затмения в 1919. В последние годы работал над созданием единой физической теории на основе квантовой механики, общей теории относительности и теории расширения Вселенной. Работа осталась незавершенной, полученные результаты были собраны и опубликованы в 1946 в книге Фундаментальная теория (Fundamental Theory) под редакцией Э.Г.Уиттекера. Среди других трудов Эддингтона – Движение звезд и строение Вселенной (Stellar Movements and the Structure of the Universe, 1914); Пространство, время и тяготение (Space, Time and Gravitation, 1920); Внутреннее строение звезд (Internal Constitution of the Stars, 1926); Расширяющаяся Вселенная (The Expanding Universe, 1933); Философия физики (The Philosophy of Physical Science, 1939).
Эддингтон был награжден многими медалями, награжден орденом «За заслуги» (1939). В 1930 возведен в рыцарское достоинство.
Умер Эддингтон в Кембридже 22 ноября 1944.
Эдисон Томас Алва (Edison, Thomas Alva) (1847-1931), американский изобретатель. Родился 11 февраля 1847 в Майлане (шт. Огайо) в семье эмигрантов из Нидерландов. У его отца был небольшой завод по производству дранки, а мать работала школьной учительницей. Когда Томасу исполнилось семь лет, семья переехала в Порт-Гурон (шт. Мичиган). Здесь мальчик пошел в школу, однако вскоре Томаса забрали из школы, так как учитель считал его пустоголовым мечтателем, «который никогда ничего не добьется». После этого мать начала учить его дома.
В возрасте 12 лет Томас стал продавцом газет и сладостей в поезде на железной дороге, связывающей Порт-Гурон с Детройтом. В подвале своего дома он устроил химическую лабораторию. Освоил профессию телеграфиста. 11 октября 1868 получил патент на изобретение электрического регистратора числа голосов. Следующее изобретение имело более практическое применение и позволяло передавать информацию о биржевых курсах с помощью телеграфного аппарата. На этом изобретении Эдисон заработал 40 тыс. долларов и в 1870 организовал в Ньюарке (шт. Нью-Джерси) мастерскую, где изготавливал автоматические телеграфные аппараты и другую электроаппаратуру. Примерно в это время взялся за ту же проблему, которая занимала А.Белла, – мультиплексный телеграф и разработал систему дуплексного и квадруплексного, а в 1875 – сентаплексного телеграфа. В 1875 Эдисон открыл явление термоэлектронной эмиссии (эффект Эдисона), нашедшее применение при создании электровакуумных приборов (прежде всего радиолампы) и термоэлектронных генераторов. Годом позже организовал крупную лабораторию с мастерскими в Менло-Парке (шт. Нью-Джерси) и сделал множество изобретений: усовершенствовал микрофон телефонного аппарата Белла (1876), изобрел прибор для измерения активности солнечного излучения, создал первый фонограф (1877). Газеты провозгласили фонограф «величайшим открытием века», а сам Эдисон предложил множество способов его применения: диктовка писем и документов без помощи стенографистки, воспроизведение музыки, запись переговоров (в сочетании с телефоном) и др.
В 1878 Эдисон обратился к проблеме электрического освещения и, проведя за один год более 6 тыс. опытов в поисках материала для лампы накаливания, создал в 1879 первую пригодную для коммерческого производства лампу с угольной нитью, сконструировал для нее патрон и цоколь. Эдисон создал сверхмощный электрогенератор и участвовал в сооружении и пуске в Нью-Йорке первой в мире центральной тепловой электростанции с разветвленной сетью подачи электроэнергии для освещения и других нужд (1881). Помимо этого, Эдисон изобрел щелочной железо-никелевый аккумулятор, предохранитель, поворотный выключатель, мегафон.
В 1891 Эдисон получил патент на кинетоскоп – аппарат для демонстрации последовательных фотографий движущихся предметов. Купив патент на проектор, изобретенный Т.Арматом, осуществил 23 апреля 1896 в Нью-Йорке первый публичный показ кинофильма, а в 1913 продемонстрировал кинофильм с синхронным звуковым сопровождением.
Во время Первой мировой войны Эдисон возглавлял консультационный совет ВМС США. Участвовал в создании лекарственных препаратов, красителей и других материалов, ранее импортировавшихся из Германии, разработал процесс получения синтетического фенола и жидких продуктов перегонки каменного угля, необходимых для производства взрывчатых веществ.
Несмотря на почтенный возраст, Эдисон проводил за работой многие часы, занимаясь усовершенствованием беспроволочного телеграфа, радио, силового электрооборудования, киноаппаратуры, автомобилей и самолетов. Умер Эдисон в Вест-Ориндже 18 октября 1931.
На 85 году жизни, умирая, Эдисон сказал жене: "Если есть что-нибудь после смерти, это хорошо. Если нет, тоже хорошо. Я прожил жизнь и сделал лучшее, что мог…".
Эдисон является автором многочисленных важнейших изобретений. (В течение жизни Эдисона Бюро патентов в США выдало ему 1093 патента – такого количества никогда не получал ни один человек.)
Эдисон является одним из создателей электрического стула.
Альберт Эйнштейн (нем. Albert Einstein ), (14 марта 1879 – 18 апреля 1955) – великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности; лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года; его имя прочно ассоциируется с гениальностью и силой человеческого мышления.
Иностранный член-корреспондент РАН (1922), иностранный почётный член АН СССР (1926).
Эйнштейн жил в Швейцарии (с 1893), Германии (с 1914) и США (с 1933). Создал частную (1905) и общую (1907-1916) теории относительности; открыл закон взаимосвязи массы и энергии. Автор основополагающих трудов по квантовой теории: ввёл понятие фотона (1905), установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии (закон Эйнштейна), предсказал (1916) индуцированное излучение. Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций, создал квантовую статистику Бозе – Эйнштейна. С 1933 г. работал над проблемами коcмологии и единой теории поля.
В 30-е годы эмигрировал из Германии в США и позже в знак протеста против национал-социализма отказался от немецкого подданства и вышел из состава Прусской и Баварской Академий наук. Также выступал против войны, в 1940-х – против применения ядерного оружия. В 1940 г. подписал письмо президенту США об опасности создания ядерного оружия в Германии. Один из инициаторов создания государства Израиль.
Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 г. в немецком городе Ульме в небогатой еврейской семье Германа и Паулины Эйнштейн. Герман Эйнштейн (1847-1902), обладавший незаурядными математическими способностями, владел небольшим предприятием, но постоянно стоял на грани разорения. Мать, Паулина (урожд. Кох, 1858-1920) происходила из семьи состоятельного торговца кукурузой Юлиуса Дерцбахера (в 1842 году сменил фамилию на Кох) и Йетты Бернхаймер. У Эйнштейна была младшая сестра Мария (Майя, 1881-1951). Дом, в котором родился ученый, был разрушен во время бомбардировок 1944 года и не был восстановлен. Сохранилась городская регистрационная книга, в которой записано: "К нижеподписавшемуся чиновнику городского регистрационного бюро сегодня явился знакомый ему в лицо коммерсант Герман Эйнштейн, иудейского вероисповедания, проживающий в Ульме на Бронгофштрассе, 135…"
Будучи ребёнком нерелигиозных родителей, Альберт Эйнштейн посещал католическую начальную школу в Мюнхене и до 12-ти лет был довольно глубоко верующим подростком, хотя и не разграничивал христианское и иудейское вероучения. Однако, чтение научно-популярных книг вскоре сделало его вольнодумцем и навсегда породило в нём недоверие к авторитетам.
Мальчик рос замкнутым и необщительным и не демонстрировал каких-либо значительных успехов в школе. Распространённым является мнение, что в детстве Альберт Эйнштейн был не способен к обучению. В качестве доказательств приводятся низкие показатели, которые он демонстрировал в школе, а также то свидетельство, что будущий гений весьма поздно начал ходить и говорить. Однако такая точка зрения оспаривается многими исследователями биографии Альберта Эйнштейна. Действительно, учителя критиковали Эйнштейна (преподаватель немецкого языка даже утверждал, будто из Эйнштейна "никогда не выйдет ничего путного") за медлительность и плохую успеваемость, однако объяснение низкой успеваемости и сложностям в учёбе Эйнштейна следует искать не в лени или плохих способностях ученика, а в элементарной скромности, невосприятии устаревших педагогических методов, применявшихся в немецких школах конца XIX-начала XX веков, возможной дислексии или специфической структуре мозга Эйнштейна.
Когда Альберту было пять лет, его отец впервые показал ему компас. Это первое впечатление от знакомства с техникой у Эйнштейна сохранилось на всю жизнь и, как он сам признавал, определило его увлечение разнообразными механизмами и наукой. В 1889 г. знакомый студент-медик познакомил Эйнштейна с классической философией, в частности, с "Критикой чистого разума" Иммануила Канта. Сочинение Канта также в значительной степени побудило будущего учёного к изучению математики, физики и философии. Кроме того, в детстве по настоянию матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой также сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни, и в 1908 он даже выступал в квинтете музыкантов-аматоров (совместно с математиком, полицейским, юристом и переплётчиком). Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 Альберт Эйшнтейн дал благотворительный концерт Моцарта для скрипки в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры.
Обучаясь в Луитпольской гимназии, Альберт Эйнштейн впервые обратился к самообразованию: в возрасте 12 лет в 1891 г. он начал самостоятельно изучать математику с помощью школьного учебника по геометрии. Хотя часто утверждается, будто Эйнштейн был некомпетентен в математике, но это также не соответствует действительности. В гимназии он уже был в числе первых учеников в изучении точных наук, однако укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися, которая, как он сам считал, наносит вред самому духу учёбы и творческому мышлению, как и относительно тираническое отношение учителей к ученикам вызывало у Альберта Эйнштейна неприятие, поэтому он часто вступал в споры со своими преподавателями, продолжавшими считать его бесперспективным учеником.
После окончательного разорения отца семейства в 1894 г. Эйнштейны переехали из Мюнхена в Италию в Павию близ Милана. Сам Альберт оставался в Мюнхене ещё некоторое время, чтобы окончить все шесть классов гимназии. Не получив аттестата зрелости, в 1895 г. он присоединился к своей семье в Милане. Осенью 1895 г. Альберт Эйнштейн прибыл в Швейцарию, чтобы сдать вступительные экзамены в Высшее техническое училище (Eidgenossische Technische Hochschule) в Цюрихе и стать преподавателем физики. Блестяще проявив себя на экзамене по математике, он в то же время провалил экзамены по ботанике и французскому языку, что не позволило ему поступить в Цюрихский Политехникум. Однако директор училища посоветовал молодому человеку поступить в выпускной класс школы в Аарау (Швейцария), чтобы получить аттестат и повторить поступление.
В Аарау Альберт Эйнштейн посвящал своё свободное время изучению электромагнитной теории Максвелла. В сентябре 1896 г. он весьма успешно сдал все, за исключением экзамена по французскому языку, выпускные экзамены в кантональной школе Аарау, и получил аттестат, а в октябре 1896 г. был принят в Высшее техническое училище (так называемый Политехникум; нем. Eidgenossische Technische Hochschule) в Цюрихе на педагогический факультет. Здесь он познакомился с родившейся в Венгрии сербской студенткой факультета медицины Милевой Марич, впоследствии ставшей его женой. В этом же году Эйнштейн отказался от своего гражданства и стал апатридом. Чтобы получить швейцарское гражданство, ему требовалось выплатить 1000 швейцарских франков, однако бедственное материальное положение его семьи не позволило ему сделать это во время учёбы.
Стиль и методика преподавания в Политехникуме обнаруживали существенные различия с закостеневшей и авторитарной прусской школой, поэтому дальнейшее обучение давалось Альберту куда проще. Однако определённые трудности всё же возникали. В частности, за годы учёбы в Цюрихе у Эйнштейна предельно осложнились отношения с возглавлявшим кафедру физики профессором В. Г. Вебером (однофамильцем знаменитого физика Вильгельма Эдуарда Вебера). Вебер, занимательный лектор и одарённый экспериментатор, оставался чересчур консервативным в своём неприятии новых теорий в электротехнике. В частности, Вебер негативно относился к теории поля Максвелла, будучи сторонником концепции дальнодействия, и в этом плане у него возникали разногласия с молодым учеником, который интересовался трудами Майкельсона и независимо, не зная об опытах Майкельсона, предложил собственную интерференционную методику, но из-за несогласия преподавателя так и не смог провести задуманные им опыты.
В 1900 Эйнштейн закончил Политехникум, получив диплом преподавателя математики и физики. Хотя его успеваемость не была образцовой, однако он серьёзно заинтересовался целым рядом наук, в том числе геологией, биологией, историей культуры, литературоведением, политической экономией. Хотя в следующем, 1901, году Эйнштейн получил и гражданство Швейцарии, но вплоть до весны 1902 не был способен найти постоянное место работы, он мог лишь подрабатывать, заменяя учителя в Винтеруре. В армию он призван не был из-за плоскостопия и расширения вен. Вследствие отсутствия заработка Альберт Эйнштейн буквально голодал, не принимая пищу по несколько дней подряд. Впоследствии это стало причиной болезни печени, от которой учёный страдал до конца жизни.
Несмотря на лишения, преследвавшие его в 1900-1902 гг., Эйнштейн находил время для дальнейшего изучения физики. В 1901 г. берлинские "Анналы физики" опубликовали его первую статью "Следствия теории капиллярности" (Folgerungen aus den Capillaritatserscheinungen), посвящённую анализу сил притяжения между атомами жидкостей на основании теории капиллярности.
На некоторое время Эйнштейну удалось устроиться учителем математики и физики в Шафхаузене, в пансионате для иностранцев, поступавших в высшие учебные заведения Швейцарии. Один из друзей Эйнштейна, математик Марсель Гроссман, бывший одновременно и отцом одного из его учеников, рекомендовал Эйнштейна на должность эксперта третьего класса в федеральное Бюро патентования изобретений с окладом 3500 франков в год. Великий физик работал в Бюро патентов Швейцарии с июля 1902 по октябрь 1909, занимаясь преимущественно патентованием изобретений, связанных с электромагнетизмом. С 1903 он был постоянным работником Бюро. Характер работы позволял Эйнштейну посвящать свободное время исследованиям в области теоретической физики.
6 января 1903 Эйнштейн женился на двадцатисемилетней Милеве Марич. Влияние Милевы Марич, дипломированного математика, на труды её мужа до нашего времени остаётся нерешённым вопросом. Тем не менее, их брак был скорее интеллектуальным союзом, и сам Альберт Эйнштейн называл свою жену "созданием, равным мне, таким же сильным и независимым, как и я". Между Эйнштейном и Марич всегда существовало определённое расстояние, так как великий учёный часто нуждался в одиночестве для проведения своих исследований. Интересно, что советский физик Абрам Фёдорович Иоффе, лично знакомый с Эйштейном, назвал последнего в некрологе Эйнштейном-Маричем, и этот факт часто приводится в качестве доказательства совместности научной деятельности выдающегося физика и его жены. Тем не менее, высказываются предположения, что Иоффе добавил к фамилии Эйнштейна фамилию его жены только потому, что считал это традицией, принятой в Швейцарии.
Ещё в 1904 "Анналы физики" получили от Альберта Эйнштейна ряд статей, посвящённых изучению вопросов статистической механики и молекулярной физики. Они были опубликованы в 1905, открыв так называемый "Год чудес" (лат. Annus Mirabilis), когда четыре статьи Эйнштейна совершили революцию в теоретической физике, дав начало теории относительности (в которой Эйнштейн заменил частицы событиями и рассматривал "материю" не как часть конечного материала мира, но просто как удобный способ связывания событий воедино) и перевернув представления о фотоэффекте и броуновском движении. Физическое сообщество в целом согласно с тем, что три из них заслуживали Нобелевской премии (которая в итоге досталась Эйнштейну лишь за работу по фотоэффекту – довольно примечательный факт, если учесть, что учёный лучше всего известен именно благодаря его теории относительности, тогда как ему так и не удалось согласовать её положения с квантовой механикой).
В 1924 молодой индийский физик Шатьендранат Бозе в кратком письме обратился к Эйнштейну с просьбой помочь в публикации статьи, в которой выдвигал предположение, положенное в основу квантовой статистики. Бозе предложил рассматривать свет в качестве газа фотонов. Эйнштейн пришёл к выводу, что эту же статистику можно использовать для атомов и молекул в целом. В 1925 Эйнштейн опубликовал статью на немецком языке, в которой излагал модель Бозе, применимую к системам тождественных частиц с целым спином, называемых бозонами. На основании данной квантовой статистики, известной ныне как статистика Бозе – Эйнштейна, двое физиков ещё в середине 20-ых годов теоретически обосновали существование пятого агрегатного состояния вещества – конденсата Бозе – Эйнштейна.
Суть "конденсата" Бозе – Эйнштейна состоит в переходе большого числа частиц идеального бозе-газа в состояние с нулевым импульсом при температурах, приближающимся к абсолютному нулю, когда длина волны де Бройля теплового движения частиц и среднее расстояние между этими частицами сводятся к одному порядку. Начиная с 1995, когда первый подобный конденсат был получен в университете Колорадо, учёные практически доказали возможность существования конденсатов Бозе – Эйнштейна из водорода, лития, натрия, рубидия и гелия. Аутентичные наброски данной теории, выполненные Эйнштейном, были обнаружены в библиотеке Лейденского университета в августе 2005.
Занимаясь разработкой статистики Бозе – Эйнштейна, Альберт Эйнштейн одновременно содействовал Эрвину Шрёдингеру в разработке уравнения Шрёдингера, объясняющего свойства волн де Бройля с позиций классической механики, что соответствовало статистике Больцмана. Вместе с тем, Эйнштейн считал, что исследования в данном направлении сочетания классической и квантовой моделей идеального газа менее перспективны, чем дальнейшее развитие статистики Бозе – Эйнштейна, поэтому отказался от соавторства.
По мере нарастания экономического кризиса в Веймарской Германии усиливалась политическая нестабильность, содействовавшая усилению антисемитских и националистических настроений. В результате, усилилась и травля одного из величайших учёных современности со стороны антисемитских и консервативных кругов, называемых самим Эйнштейном "Компанией теории антиотносительности ltd". После прихода к власти нацистов в 1933 физик покинул Германию навсегда, выехав в Соединённые Штаты Америки. В скором времени в знак протеста против преступлений фашизма он отказался от немецкого гражданства и членства в Прусской и Баварской Академиях наук.
После переезда в США Альберт Эйнштейн получил должность профессора физики в недавно созданном институте фундаментальных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси. В Принстоне он продолжал работу над исследованием проблем космологии и созданием единой теории поля, призванной объединить теорию гравитации и электромагнетизм. В США Эйнштейн мгновенно превратился в одного из самых известных и уважаемых людей страны, получив репутацию гениальнейшего учёного в истории, а также олицетворения образа "рассеянного профессора" и интеллектуальных возможностей человека вообще. Ежедневно он получал множество писем разнообразного содержания. Будучи естествоиспытателем с мировым именем, он оставался доступным, скромным, нетребовательным и приветливым человеком.
Физик, перевернувший представления человечества о Вселенной, Альберт Эйнштейн умер 18 апреля 1955 в 1 час 25 мин. в Принстоне от аневризмы аорты. Не воспринимая никаких форм культа личности, он запретил пышное погребение с громкими церемониями, для чего пожелал, чтобы место и время захоронения не разглашались. 19 апреля 1955 без широкой огласки состоялись похороны великого учёного, на которых присутствовало всего 12 самых близких друзей. Его прах был сожжён в крематории Юинг-Симтери, а пепел развеян по ветру.
Альберт Эйнштейн был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом. Авторитет Эйнштейна, достигнутый благодаря его революционным открытиям в физике, позволял учёному активно влиять на общественно-политические преобразования в мире.
В эссе под названием "Почему социализм?" ("Зачем нужен социализм?", "Why Socialism?"), изданном в качестве статьи в крупнейшем марксистском журнале США "Ежемесячное обозрение" (Monthly Review) в мае 1949, Альберт Эйнштейн изложил своё видение социалистических преобразований. В частности, великий физик обосновал нежизнеспособность экономической анархии капиталистических отношений, являющихся причиной социальной несправедливости, а главным пороком капитализма называл "пренебрежение человеческой личностью". Осуждая отчуждение человека при капитализме, стремление к наживе и приобретательству, Эйнштейн отмечал, что демократическое общество само по себе не может ограничить своеволие капиталистической олигархии, и обеспечение прав человека становится возможным только в условиях плановой экономики. Следует отметить, что статья была написана в разгар маккартистской "охоты на ведьм" по просьбе марксистского экономиста Пола Суизи и выражала смелую гражданскую позицию учёного.
Альберт Эйнштейн выступал за построение демократического социализма, который соединил бы социальную защиту населения и планирование экономики с демократическим режимом и правами человека. Он не одобрял тоталитарные методы построения социалистического общества, наблюдавшиеся в сталинском СССР, однако всегда оставался другом Советского Союза и противником конфронтации западных демократий и социалистического лагеря.
Эйнштейн поддерживал ненасильственные средства борьбы за права народных масс, особо отмечая заслуги Махатмы Ганди: "Я считаю воззрения Ганди наиболее выдающимися из всех политиков-наших современников. Мы должны стараться совершать поступки в этом духе: не использовать насилие для борьбы за наши права". Он был одним из соучредителей леволиберальной Немецкой демократической партии и членом связанной с Американской федерацией труда Американской федерации учителей. Также он активно содействовал борьбе темнокожего населения США за гражданские права, будучи на протяжении двух десятилетий близким другом известного и в СССР темнокожего певца и актёра Поля Робсона. Так, Альберт Эйнштейн и Поль Робсон были сопредседателями "Крестового похода за отмену линчевания" (American Crusade to End Lynching).
Из-за своих политических убеждений и национального происхождения Эйнштейн принимал активное участие в борьбе с фашизмом и нацизмом, а его племянник Карл Эйнштейн, бывший анархо-синдикалистом, воевал на стороне республиканцев на фронтах Гражданской войны в Испании. В ответ на антифашистскую деятельность эмигрировавшего в 1933 Эйнштейна в гитлеровской Германии теория относительности официально считалась частью вымышленного "еврейского заговора в физике".
Из-за своей "левизны" величайший учёный как поклонник истинной демократии и социализма часто подвергался нападкам со стороны правоконсервативных кругов в США. Во время разгула маккартизма ФБР располагало личным делом "неблагонадёжного" Эйнштейна, состоявшим из 1427 страниц. В частности, он обвинялся в том, что "проповедует доктрину, направленную на установление анархии". Архивы ФБР также свидетельствуют о том, что физик был объектом пристального внимания со стороны спецслужб, поскольку на протяжении 1937-1954 годов Эйнштейн "состоял или был спонсором и почётным членом в 34 коммунистических фронтах", а также являлся почётным председателем трёх подобных организаций.
Альберт Эйнштейн также известен как сторонник создания еврейского государства. Будучи сторонником левого сионизма (преимущественно в культурном отношении), он одновременно отвергал национализм в любых его проявлениях и называл его "корью человечества". Эйнштейн активно содействовал организации Еврейского университета в Иерусалиме в 1925 и государства Израиль в 1947. В 1952 к нему даже поступило предложение стать президентом Израиля, от которого учёный отказался. Считается, что Эйнштейн был единственным за всю историю американским гражданином, которому предлагали стать главой иностранного государства.
Значительным является и вклад Альберта Эйнштейна в борьбу за мир. Используя свою известность во всех странах мира, физик призывал народы мира к сопротивлению агрессивным устремлениям нацистской Германии и её союзников во Второй мировой войне. Опасавшийся возможности создания ядерного оружия в Германии Альберт Эйнштейн был в числе учёных и общественных деятелей, подписавшихся под написанным физиком-эмигрантом из Венгрии Лео Силардом обращением к президенту США Франклину Делано Рузвельту. Обращение взывало к необходимости предупреждения разработки атомного оружия гитлеровской Германией путём ускорения ядерной программы самих США, отмечая, что разрушительный потенциал урана и производных радиоактивных элементов может привести к созданию оружия невиданной раннее разрушительной силы.
Позже Альберт Эйнштейн сожалел о подписанном им письме, понимая, что для нового руководителя США Гарри Трумэна ядерная энергия служит инструментом устрашения и шантажа других государств. В дальнейшем он критиковал все разработки ядерного оружия, в особенности, испытание его на атолле Бикини, а свою причастность к ускорению работ над американской ядерной программой считал величайшей трагедией своей жизни. Широкую известность получило обращение гениального учёного к президенту США Гарри Трумэну по поводу угрозы ядерной войны: "Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая – палками и камнями" (иногда приводится другой вариант: "Я не знаю, будет ли третья мировая война, но четвёртой – не будет").
Эйнштейн был одним из основателей Пагоушского движения учёных за мир. Хотя его первая конференция проводилась уже после смерти Эйнштейна, в 1957, но инициатива созвания такого движения была выложена в получившем широкую известность Манифесте Рассела – Эйнштейна (написанном совместно с Бертраном Расселом), предупреждавшем также об опасности создания и применения водородной бомбы. В рамках этого движения Эйнштейн, бывший его председателем, совместно с Альбертом Швейцером, Бертраном Расселом, Фредериком Жолио-Кюри и другими всемирно известными деятелями науки вёл борьбу против гонки вооружений, создания ядерного и термоядерного оружия. После смерти Эйнштейна руководство движением взял на себя Рассел.
Личность Альберта Эйнштейна оказала ощутимое влияние на популярную культуру, сделав его имя синонимом гениальности. Альберт Эйнштейн превратился в героя ряда художественных романов, фильмов и театральных постановок. В частности, он выступает в качестве действующего лица в фильме Николаса Рога "Insignificance", комедии Фреда Шепизи "I.Q." (в которой его играет Вальтер Маттау), комической пьесе Стива Мартина, романах Жана-Клода Карье "Пожалуйста, месье Эйнштейн" (Einstein S'il Vous Plait) и Алана Лайтмэна "Мечты Эйнштейна" (Einstein's Dreams). Юмористическая составляющая личности великого физика фигурирует в постановке Эда Метцгера "Альберт Эйнштейн: Практичный богемец". "Профессор Эйнштейн", создающий хроносферу и предотвращающий приход к власти Гитлера, является одним из ключевых персонажей созданной им альтернативной Вселенной в серии компьютерных стратегий реального времени Command & Conquer.
Внешний вид Альберта Эйнштейна, в зрелом возрасте обычно появлявшегося в простом свитере с растрёпанными волосами, принят за основу в изображении "безумных учёных" и "забывчивых профессоров" в популярной культуре. Кроме того, в ней активно эксплуатируется и мотив забывчивости и непрактичности великого физика, переносимый на собирательный образ его коллег. Журнал "Таймс" даже назвал Эйнштейна "сбывшейся мечтой мультипликатора".
Широкую известность приобрели фотографии Альберта Эйнштейна. Одна из наиболее знаменитых была сделана 11 февраля 1949 канадским фотографом армянского происхождения Юсуфом Каршем. Однако её популярность была превзойдена фотографией с 72-ого дня рождения физика в 1952. Фотограф Артур Сасс попросил Эйнштейна улыбнуться для камеры, на что тот показал язык. Это изображение стало иконой современной популярной культуры, представляя портрет одновременно и гения, и жизнерадостного живого человека.
Иоганн Экхарт (ок. 1260-ок.1328), так же известен как Экхарт фон Хохгейм, но более всего как Мейстер Экхарт, – немецкий теолог, философ и мистик. Родился неподелеку от Эрфурта в Тюрингии. "Мейстер" по-немецки означает "Учитель", его называли так благодаря ученой степени, полученной им в Париже.
Вступил в доминиканский орден, обучался в Кёльнской высшей школе доминиканского ордена, стал магистром теологии в 1302. Как человеку исключительной интеллектуальной одаренности, ему приходилось отстаивать позиции доминиканского ордена в публичных диспутах с парижскими теологами. Это позволило ему занять высокое положение в администрации ордена.
Приор ордена в Эрфурте, викарий Тюрингии (1303-1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (1300-1303, 1312-1314), профессор в Страсбурге (1312-1320), учитель чтения в Кёльне (с 1320).
В 1326 он был обвинен в ереси и предстал перед судом под председательством архиепископа Кёльнского. Отрицая свою виновность, Экхарт обратился с апелляцией к папе. В 1327 в Авиньоне он вновь предстал перед церковным судом, а в 1329 папа Иоанн XXII издал буллу, в которой осуждались 28 тезисов, извлеченных из сочинений Экхарта. Умер Экхарт между 1327 – 1329, однако точная дата, место и обстоятельства его смерти неизвестны. Из папской буллы явствует, что незадолго до смерти он изъявил готовность подчиниться решению Святого Престола.
Влияние Экхарта на своих современников и последователей – Иоганна Таулера, Генриха Сузо, Рейсбрука, Маркварда из Линдау и др. – было очень значительным. Однако на его сочинениях лежало клеймо ереси, и к исходу Средневековья он был почти забыт. Интерес к его учению возобновился лишь в начале 19 в.
Экхарт не придал учению вид завершенной философской системы. В основу Экхард положил ученние про сущность (Wesen), которую он отождествляет с Богом. Бог является первоосновой и сущностью всех вещей. В противовес Фоме Аквинскому, который видел в Боге активное начало, Экхарт рассматривает в божественной сущности принцип потенциальности. Понимая Бога как определенную возможность существования всего иного бытия, считает что потенциальное бытие по отношению к действительному является всего-лишь чем-то неизвестным, недоступным для понимания. Первым проявлением божественной сущности Экхарт называет природу, однако сущность и природа для него не два разных свойства, а Единое в одном качестве. Природа и сущность так относятся друг к другу, как свет к темной первооснове, из которой он проистекает. Потому Экхарт понимает под природой сущность объективную, уже не потенциальную, а воплощенную в образ. Бог уже не потенциальность, но и личность, которая сама себя определяет. Этот процесс, который Экхарт отождествляет с излучением света солнцем. Бог порождает мысль о себе и своей природе из себя самого, что является способностью быть Отцом, мысль Отца о самом себе есть личность Сына. Таким образом, в одном и том же субъекте происходит через акт сознания разделение на две личности; в то же время эти две личности пребывают в абсолютном единстве, который выражается в единственной воле – Святым Духом.
Экхарт говорит, что "Бог есть мир", и что "Мир есть Бог". Эти слова следует понимать таким образом, что в Боге потенциально заложены все вещи, весь мир. Процесс само проявления Бога является вечно обновляемым актом. Мир, сотворенный Богом в порыве Божественной любви, является вечным для Бога. Однако вечным на самом деле является только троичность Бога. А от сотворения идеи мира начинается время. До сотворения материального мира, вещи пребывают в мысли Сына, как потенциальность. Отец сотворил Сына, и в своей троичности сотворил идеи вещей. Сын является прототипом мира, в его природе раскрывается все разнообразие идей мира. От милости Божьей зависит переход вещи от потенции к актуальности. В учении про вещи, которых Экхарт признает столько же, сколько существует отдельных видов вещей, Экхарт приближается к учениям Фомы Аквинского и Плотина, но расходится с идеями Платона, который за идеями признает самостоятельное существование.
Что касается порядка, то здесь Экхарт придерживается законов, предложенных неоплатонической школой, а со временем и Псевдо-Дионисием Ариопагитом: закона передачи жизни, согласно которому жизнь переходит от высшего сущего к низшему, постепенно ослабляясь; закона имманентности, согласно которому сущность высшего заключается в сущности низшего, а не наоборот; закона принадлежности, согласно которому низшее пребывает в высшем, поскольку все, что есть в нем подобно высшему; закона обратного движения, согласно которому уже низшее должно найти покой в высшем, как в собственном начале.
Материальный мир, по Экхарту, сотворен для того, чтобы человек мог познать Бога: душа не может непосредственно созерцать Бога, как глаз не может смотреть на солнце. Как все тварное является способом для достижения человеком этой цели, так и он, в свою очередь, является посредником в стремлении тварного воссоединиться с Богом. Первоначально, до грехопадения, человек был в единстве с Богом, но сейчас связь с Богом нарушена.
История мира происходит по Божьему произволению, но это не исключает свободу воли человека. У Бога нет смены чувств и желаний, радости и страданий, он является вечно неподвижным, всегда равен себе. И его влияние на человека зависит от самих людей, от их желания и готовности к воссоединению с Богом.
В вопросе о происхождении зла мнение Экхарта расходится с неоплатонистами, согласно учению которых причиной зла обязательно является Бог. Согласно Фоме Аквинскому, Бог позволяет человеку выбирать между добром и злом, поскольку это необходимо для проявления совершенства Бога. Таким образом Бог выступает непрямой причиной зла, которое является необходимым последствием его учения о Боге, как о чистой деятельности. Экхарт, согласно учению которого Бог является чистой потенциальностью, усматривает источник зла в плохо направленной свободной воле человека. С Аквинатом Экхарт соглашается в том, что зло не имеет собственной сущности, а является всего лишь отрицанием добра.
Существуют разные степени Богопознания, или приближения к Богу. Наши знания о Боге, как и наши знания вообще, не совершенны именно потому, что мы познаем его через огромное количество образов; но чем выше Его сущность, тем меньше ей нужно образов для познания. Богу вообще не нужны образы. В состоянии души, которое подарено нам милосердием Божьим, мы не нуждаемся в образах и непосредственно созерцаем сущность Бога. Тогда душа отождествляется с Богом, ведь тогда в ней нет ничего, кроме сущности Бога. Душа и Бог в акте созерцания суть одно. Но, хоть душа и углубляется в вечность бытия Бога, она все же не в состоянии полностью охватить его первооснову. Бог оставляет возможность возвращения души к пониманию своей тварности. Единение с Богом, созерцание его общения получают возможность новой, высшей деятельности. Высшую цель мистики Экхарт усматривает не в уничтожении личности, не в пассивном упадке, а в возвышении души к Богу. Согласно его учению, жизнь наблюдения является способом жизни деятельного.
Мейстер Экхарт достиг невиданных высот в иерархии доминиканского ордена, пребывая в оппозиции по отношению к схоластике, которая правила в большинстве богословских школ. Проповеди Экхарта оказывали огромное влияние на современников, ими увлекаются и сейчас. Иоганн Экхарт находил яркие и точные слова для выражения своего внутреннего опыта. Эго живой язык, которым он пользовался для того, чтобы передать собственный опыт богопознания, был предметом критики, восторга, пародирования, подражания. Не смотря на богатство откровений в Средневековье, его тексты выглядят живыми та яркими. Работы Майстера Экхарта и сегодня интересны не только как философские трактаты, а как словесное отображение уникального мистического опыта христианина.
Самым интересным являются его эпистемологические теории, основанные на собственном глубочайшем опыте. Экхарт считал, что человек при жизни сможет достичь состояния созерцания Бога в момент единения с ним даже на короткое время, и в этом моменте человек достигнет вечности созерцания. Экхарт сам дошел до такого состояния. В этом состоянии дух пребывает в непосредственном созерцании истины без каких-либо образов, тело избавлено от внешней чувствительности и пребывает в тихом покое. Созерцание Бога в образах и видения, которыми хвастались другие мистики, не имело значения для Мейстера Экхарта. Он не придавал этим видениям какого-либо значения, считая, что образы мешают высшему созерцанию. Для мистики как таковой главное – познание сущности Бога, в чем заключается и святость, и блаженство, то перед этим хорошие поступки отступают на второе место. Экхарт писал, что не отдельные хорошие поступки делают человека святым, а святость заставляет человека совершать хорошие поступки. Если человек способен творить зло, то он не достиг единства с Богом. Высшее состояние души, пока она пребывает в теле, становится таким, когда добропорядочность становится неотъемлемым свойством души. Истинная доброта заключается в доброй воле, которая покоряется воле Бога.
Эркман-Шатриан – так называемая ложносоставная фамилия, т.е. фамилии двух авторов, слитые в подобие двойной фамилии через дефис.
Эркман-Шатриан (Erckmann Chatrian) – литературное имя двух французских писателей-соавторов: Эмиль Эркман (20.5.1822, г. Фальсбур, департамент Мозель, – 14.3.1899, Люневиль, департамент Мерт и Мозель) и Шарль Луи Гратьен Александр Шатриан (18.12.1826, Ле-Гран-Сольда, департамент Мерт, – 3.9.1890, Вильмомбль, департамент Сена). Эркман в 1842-46 изучал право в Париже; Шатриан окончил коллеж в Фальсбуре. Их первый сборник рассказов – "Фантастические повести и сказки" (1849).
В основе ранних повестей Эркмана-Шатриана лежат эльзасские народные легенды, стилизованные в духе фантастики Э. Т. А. Гофмана. Романы "Даниэль Рок" (1861, русский перевод 1869), "История школьного учителя" (1871), рассказы рисуют сцены народной жизни, быт и нравы простых людей Эльзаса и Лотарингии. Наиболее ценная часть литературные наследия Эркмана-Шатриана – их национально-исторические романы. Острокритическое отношение к милитаристской антинародной политике Второй империи, республиканские симпатии Эркмана-Шатриана обусловили их обращение к эпохе Великой французской революции и империи Наполеона I: романы "Безумец Егоф..." (1862), "Рекрут 1813" (1864), "Ватерлоо" (1865), "История одного крестьянина" (v. 1-4, 1868-70). В "Истории человека из народа" (1865) изображены революционные события 1848 в Париже. К национально-историческим романам примыкают произведения, рисующие трагические события франко-прусской войны 1870-1871: "История плебисцита..." (18/2), "Капрал Фредерик..." (1874), "Изгнанник..." (1882).
Историко-литературное значение творчества Эркмана-Шатриана обусловлено изображением жизни и психологии тружеников деревни. Эркману-Шатриану принадлежат драмы, инсценировки собственных романов, либретто комических опер. Произведения Эркмана-Шатриана многократно переводились на русский язык.
Эсхил (525-456 до н.э.) – греческий драматург, первый из трех великих афинских трагиков 5 в. до н.э. Наши сведения о жизни Эсхила восходят главным образом к жизнеописанию, предпосланному его трагедиям в рукописи 11 в. Согласно этим данным, Эсхил родился в 525 до н.э. в Элевсине, его отцом был Эвфорион, принадлежавший к старинной афинской аристократии, эвпатридам. Эсхил сражался с персами у Марафона (этот факт с гордостью отмечается и в его эпитафии) и, вероятно, участвовал также в битве при Саламине, поскольку рассказ об этом сражении в Персах скорее всего принадлежит очевидцу. В молодости Эсхила Афины были малозначительным городом, но ему довелось сделаться свидетелем выдвижения родного города на ведущее место в греческом мире, что произошло после греко-персидских войн. Эсхил впервые выступил в состязании трагиков ок. 500 до н.э., но первый приз ему удалось выиграть только в 484. Позднее Эсхил занимал первое место по меньшей мере 13 раз. Афиняне очень высоко ставили его произведения. Об этом можно судить уже по тому, что после его смерти в Афинах было принято постановление, что всякий желающий поставить пьесу Эсхила «получит хор» от властей (т.е. получит разрешение возобновить постановку драмы на празднестве Дионисий). Эсхил несколько раз ездил на Сицилию и ставил там свои драмы, а в 476 до н.э. сочинил трагедию Этнянки в честь основания Этны Гиероном, тогдашним правителем Сиракуз. Предание о том, будто в 468 до н.э. Эсхил покинул Афины, потому что его возмутил успех младшего соперника Софокла, скорее всего недостоверно. Как бы то ни было, в 467 до н.э. Эсхил уже вновь был в Афинах на постановке своей трагедии Семеро против Фив, а в 458 до н. э. его шедевр, Орестея, единственная дошедшая до нас греческая трилогия, удостоилась первой премии. Эсхил умер в Геле на Сицилии в 456 до н.э. Как и все трагики до Софокла, он сам исполнял роли в своих драмах, но нанимал также и профессиональных актеров. Считается, что это Эсхил совершил чрезвычайно важный шаг в развитии драмы, введя в действие второго актера.
Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме, например судьбе рода Лайя. Неизвестно, был ли он первым, кто начал создавать подобные единые трилогии, однако использование именно такой формы открывало широкий простор для мысли поэта и стало одним из факторов, позволивших ему достичь совершенства. Считается, что Эсхил был автором девяноста драм, названия 79 нам известны; из них 13 – сатировские драмы, которые обычно ставились как дополнение к трилогии. Хотя до нас дошло только 7 трагедий, их состав определился в результате тщательного отбора, произведенного в последние века античности, и поэтому их можно считать лучшими или наиболее типичными плодами поэтического дара Эсхила. Каждую из этих трагедий следует упомянуть особо. Персы, единственная дошедшая до нас историческая драма во всей греческой литературе, описывает поражение персов при Саламине в 480 до н.э. Трагедия была написана через восемь лет после этих событий, т.е. в 472 до н.э. Относительно времени постановки трагедии Прометей прикованный данных не имеется. Одни ученые считают ее относящейся к раннему периоду творчества, другие, напротив, к позднему. Вероятно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Миф, на котором основана данная трагедия, – наказание Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса, – получил развитие в знаменитой поэме Шелли Освобожденный Прометей и во множестве других произведений. Трагедия Семеро против Фив, поставленная в 467 до н.э., является изложением истории сыновей Эдипа, Этеокла и Полиника. Это завершающая часть трилогии, первые две трагедии были посвящены Лайю и его сыну Эдипу. Трагедия Просительницы излагает историю пятидесяти дочерей Даная, которые предпочли бежать из Египта, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев, сыновей Египта, и нашли убежище в Аргосе. Из-за обилия архаизмов эта трагедия долгое время считалась самым ранним из сохранившихся произведений Эсхила, однако папирусный фрагмент, опубликованный в 1952, позволяет датировать ее предположительно 463 до н.э. Трилогия Орестея была написана в 458 до н.э. и состоит из Агамемнона, Хоэфор и Эвменид.
Когда Эсхил начинал писать, трагедия представляла собой преимущественно лирическое хоровое произведение и, по всей вероятности, состояла из хоровых партий, изредка прерывавшихся репликами, которыми обменивались предводитель хора (корифей) и единственный актер (впрочем, по ходу драмы он мог исполнять несколько ролей). Осуществленное Эсхилом введение второго актера оказало огромное влияние на сущность драмы, поскольку впервые дало возможность использовать диалог и передавать драматический конфликт без участия хора. В Просительницах и в Персах хор играет основную роль. Просительницы содержат лишь один короткий эпизод, в котором на сцене беседуют два персонажа, вообще же на всем протяжении пьесы актеры общаются только с хором (поэтому эту пьесу и принято было считать самой ранней трагедией Эсхила). Однако к концу жизни Эсхил научился с легкостью управлять двумя или даже тремя персонажами одновременно, и хотя в Орестее по-прежнему отмечаются длинные партии хора, основное действие и развитие сюжета происходят именно посредством диалогов.
Строение сюжета у Эсхила остается сравнительно простым. Главный герой оказывается в критическом положении, определенном волей божеств, и положение это, как правило, не меняется вплоть до развязки. Остановившись однажды на определенном образе действий, герой продолжает шествовать по избранному пути, не зная сомнений. Внутренний конфликт, которому отводит столь важное место Еврипид, у Эсхила почти незаметен, так что даже Орест, собираясь убить свою мать по велению Аполлона, проявляет лишь минутное колебание. Несколько незамысловатых эпизодов создают напряжение и вводят в действие детали, приводящие к самой катастрофе. Песни хора, переплетающиеся с эпизодами, образуют величественный фон, они передают непосредственное ощущение трагической ситуации, создают настроение тревоги и ужаса и подчас содержат указание на нравственный закон, являющийся скрытой пружиной действия. Судьба хора всегда вовлечена в трагедию, исход драмы в определенной мере затрагивает и его участников. Таким образом, Эсхил использует хор в качестве дополнительного актера, а не просто как комментатора событий.
Персонажи Эсхила обрисованы несколькими мощными штрихами. Здесь следует особо выделить Этеокла в Семеро против Фив и Клитемнестру в Агамемноне. Этеокл, благородный и верный своему долгу царь, навлекший гибель на себя и на свой род отчасти именно из-за преданности отчизне, был назван первым трагическим героем европейской драмы. Клитемнестру часто сравнивали с леди Макбет. Эта женщина, обладающая железной волей и непреклонной решимостью, одержимая слепой яростью, побуждающей ее убить мужа, безраздельно господствует во всех сценах Агамемнона, в которых она принимает участие.
Мировоззрение. Величайшим достижением Эсхила было создание глубоко продуманной теологии. Отталкиваясь от греческого антропоморфного политеизма, он пришел к идее единого высшего божества («Зевс, кем бы он ни был, если ему так называться благоугодно»), почти полностью лишенного антропоморфных черт. В Просительницах Эсхил обращается к Зевсу как к «Царю царей, самой благой и совершенной из божественных сил», а в последней своей трагедии, Эвменидах, изображает Зевса как всеведущее и всемогущее божество, объединившее в себе справедливость и мировое равновесие, т. е. функции личного божества и неотвратимое свершение безличной судьбы. Может показаться, что Прометей прикованный резко контрастирует с таким представлением о Зевсе, поскольку здесь Зевс воспринимается Прометеем, Ио и хором как злобный тиран, могучий, но отнюдь не всеведущий, и притом скованный железными законами Необходимости. Однако следует помнить, что Прометей прикованный – лишь первая из трех трагедий на этот сюжет, несомненно, в двух последующих частях Эсхил нашел какое-то решение затронутой им теологической проблемы.
В теологии Эсхила божественное управление мирозданием распространяется также и на царство человеческой морали, т.е., если пользоваться языком мифа, Справедливость – дочь Зевса. Поэтому божественные силы неизменно наказывают грехи и преступления людей. Действие этой силы не сводится к воздаянию за излишнее благополучие, как полагали некоторые современники Эсхила: надлежащим образом использованное богатство отнюдь не влечет за собой гибели. Однако слишком благополучные смертные обнаруживают склонность к слепому заблуждению, безумию, которое, в свою очередь, порождает грех или самонадеянность и в итоге приводит к божественному наказанию и гибели. Последствия такого греха часто воспринимаются как наследственные, передающиеся внутри семьи в виде родового проклятия, однако Эсхил дает понять, что каждое поколение совершает свой собственный грех, тем самым вызывая к жизни родовое проклятие. В то же время наказание, ниспосылаемое Зевсом, отнюдь не является слепым и кровожадным воздаянием за прегрешение: человек учится через страдание, так что страдание служит позитивной нравственной задаче.
Орестея, трилогия, поставленная в 458 до н.э., состоит из трех трагедий – Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды. В этой трилогии прослеживается действие проклятия, постигшего род Атрея, когда сын Пелопа Атрей, поссорившись со своим братом Фиестом, убил детей Фиеста и угостил их отца страшным яством, приготовленным из детей. Проклятие, насланное Фиестом на Атрея, перешло на сына Атрея – Агамемнона. Поэтому, когда Агамемнон во главе греческого войска отправлялся под Трою, он решил принести в жертву собственную дочь, Ифигению, чтобы умилостивить Артемиду. Его жена Клитемнестра так никогда и не простила ему это злодеяние. В его отсутствие она обзавелась любовником Эгисфом, сыном Фиеста, вместе с которым замыслила план отмщения. Через десять лет Троя пала, и греки вернулись домой.
В трагедии Агамемнон действие начинается как раз с этого момента, а разворачивается оно вокруг умерщвления предводителя греческого войска собственной женой. Когда Агамемнон возвращается домой в сопровождении троянской пророчицы Кассандры, ставшей его пленницей и наложницей, Клитемнестра приглашает его войти во дворец и убивает его; участь Агамеменона разделяет и Кассандра. После убийств на сцене появляется Эгисф и заявляет, что отныне царская власть принадлежит ему и Клитемнестре. Хор аргосских старцев, сохранивших верность Агамемнону, тщетно протестует и намекает на грядущее возмездие, когда подрастет сын Агамемнона, Орест.
Трагедия Хоэфоры (или Жертва у гроба) повествует о возвращении Ореста, который после убийства отца был отправлен за пределы Аргоса. Повинуясь оракулу Аполлона, Орест тайно возвращается, чтобы отомстить за отца. С помощью своей сестры, Электры, он проникает во дворец, убивает Эгисфа и собственную мать. После этого деяния Орест становится жертвой Эриний, грозных духов, мстящих за убийство родича, и в безумии покидает сцену, чтобы вновь искать защиту у Аполлона.
Трагедия Эвмениды посвящена страданиям Ореста, завершившимся в конце концов его оправданием. Преследуемый Эриниями юноша приходит в Афины и предстает здесь перед специально назначенным судом (Ареопагом) во главе с богиней Афиной. Аполлон выступает в качестве защитника, а голос, поданный Афиной, решает дело в пользу Ореста, поскольку люди не смогли придти к окончательному решению. Так прекращается действие родового проклятия Атрея. Эринии вне себя от гнева в связи с таким решением Ареопага, однако Афине удается их смягчить, уговорив их передать свои функции хранительниц справедливости Зевсу, а самим поселиться в Аттике в качестве благодетельных духов земли.
Эхнатон ("Действенный дух Атона"), ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364-1347 до н. э. или 1351-1334 до н. э.) – десятый фараон XVIII династии египетских фараонов, знаменитый "царь-еретик", во время правления которого произошли значительные изменения в египетском религиозном мировоззрении и искусстве.
Аменхотеп IV – сын Аменхотепа III и царицы Тейе (Тии), получивший бразды правления после преждевременной кончины старшего брата по имени Тутмос, и, возможно, какое-то время бывший соправителем своего отца. Супруги Эхнатона – Нефертити и Кийа, дочери – Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернеферуатон, Нефернеферура, Сетепенра, Меритатон-ташерит, Анхесенпаатон-ташерит, Кийа-ташерит (?). Сыновьями Эхнатона могут считаться Сменхкара и Тутанхамон.
Ещё юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тия, женщина незнатного происхождения. Брак Аменхотепа III с дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в своё время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.
Когда на престол вступил молодой Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции. Однако уже первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона – зримой формы солнечного диска – в Карнаке, традиционно связанном с культом Амона-Ра. Новые храмы были построены в стиле утрированного реализма, характерного для первых лет правления царя и украшены гигантскими осирическими колоссами царя и его супруги Нефертити, выполненными царским скульптором Баком. Аллея сфинксов с головами Эхнатона и Нефертити была сооружена между X пилоном храма Амона и храмом богини Мут. На западном берегу Нила, южнее Мединет-Абу, было начато строительство гигантского храма обелиска, который так и не был завершен.
После смерти отца Аменхотеп IV, опираясь на гелиопольских жрецов Ра, провозгласил себя приверженцем Атона – древнего второстепенного бога света, чьим символом был солнечный диск. При этом сохранялось почитание старых богов; даже новые храмы Атона были сооружены близ храма Амона в Карнаке. Первоначально культ Атона задумывался как почитание одной из ипостасей куда более могущественного Ра, служители которого оказывали действенную поддержку фараону в борьбе с усилившимся фиванским жречеством.
Почитавшийся в Гелиополе Ра принадлежал к числу древнейших египетских богов и считался верховным богом со времени правления V династии, когда он вытеснил ещё более древнего гелиопольского бога Атума. В результате политического возвышения Фив в Среднее и Новое царство малоизвестный до этого фиванский бог Амон был отождествлён с Ра в образе Амона-Ра, и большая часть захваченной в походах добычи стала поступать в руки фиванского жречества, что вызывало противодействие мемфисского и гелиопольского. Намереваясь завоевать поддержку жрецов из Гелиополя, Аменхотеп включил в свою титулатуру определение "Единственный для Ра", а царский двор повелел именовать названием зала для проведения церемоний хеб-сед – "Замок ликования на небосклоне". Однако на пятом-шестом году правления (предположительно в 1358 до н. э.) Аменхотеп IV окончательно изменил свое имя на Эхнатон и провозгласил Атона Единым богом не только Египта, но также Сирии и Нубии.
На пятом году правления Аменхотеп IV изменяет свое имя, переводящееся как "Амон доволен", на Эхнатон – "действенный дух Атона" ("живой дух Атона"). Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон, изображающийся в виде солнечного диска с уреем и множеством простёртых к Земле лучей, увенчанных ладонями.
Далее, фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город, покидает Фивы и начинает сооружение своей новой столицы, получившей название Ахетатон – "горизонт Атона". Согласно объявленной народу легенде, место новой столицы в 300 км. к северу от старой было якобы указано самим Атоном в ходе плавания Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр страны. Развалины Ахетатона были обнаружены близ современного египетского городка эль-Амарна. Помимо культовых и административных сооружений Эхнатона, в этом месте в 1887 местной крестьянкой был обнаружен также клинописный дипломатический архив, отображающий переписку Аменхотепа III и Эхнатона с правителями стран Ближнего Востока, – знаменитые "Амарнские письмена". По названию археологической местности, где когда-то находилась столица Эхнатона, эпоха правления самого царя и его ближайшего преемника – Сменхкара – в науке получила название "амарнского периода".
Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Переосмыслив древнее учение гелиопольского жречества о ключевой роли солнечного божества, царь закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена и идеология царской власти: царь и царица, издревле почитавшиеся как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут – непосредственными детьми солнечного бога.
Многие древние храмы находились в запустении, жречество Амона преследовалось царем "творящим силу против не знающего учения его", "обрекающим мраку" своих противников; на храмовых рельефах уничтожались изображения и имена ненавистного царю-еретику бога Амона – Эхнатон не щадил даже имени своего отца Аменхотепа III, включающего имя ненавистного верховного бога Фив. В конце своего царствования Эхнатон, "Солнце – владыка Маат", подвергал преследованию даже сам нечер – традиционный принцип божественности, признавая только "отца своего Атона". Абсолютизируя собственную власть, Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественной сущности. Учение Эхнатона, по большей части протомонотеистическое, допускало почитания ряда иных божеств: с Атоном изначально сосуществовали другие формы солнечного божества (главным образом Ра и Ра-Хорахте, отождествлённые с Атоном), духи и демоны.
Причины религиозной реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, не ясны. Существуют четыре точки зрения на ее истоки. Согласно первой из них, наиболее рационально объясняющей причины преобразований, реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Жречество традиционно было привилегированным классом в Древнем Египте, а успешные завоевательные походы фараонов XVIII династии только усилили его экономическое могущество и политическое влияние. Однако параллельно наметилась тенденция по формированию новой служилой знати, состоявшей преимущественно из выходцев из средних и бедных слоёв населения. Причинами их продвижения по общественной иерархии были прилежная служба в регулярной армии и личная преданность фараону. Обострившиеся противоречия привели к скрытому противостоянию жречества и более демократической по своему характеру военной знати. В конечном итоге, реформа была необходима фараону, опиравшегося на новый привилегированный класс, для ограничения всевластия жрецов Амона-Ра.
Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей синкретической религии для обширной Египетской державы. Две остальные теории сводятся к объяснению оснований для атонистического переворота психологическими факторами, усматриваемыми в личности фараона. Утверждается, что изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным апологетом новой религии. В отдельных источниках также делается ударение на странную женоподобную внешность Эхнатона на изображениях, созданных ваятелем Тутмосом Младшим, позволяющую предположить, что он страдал синдромом Фрёлиха, следовательно, его реформы могли быть вызваны особенностями его болезненного характера.
Для поклонения новому богу Эхнатон возвел новую столицу – Ахетатон ("Горизонт Атона") вблизи современной Эль-Амарны и покинул Фивы. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном (этот период в развитии египетского искусства получил название "Амарнского").
Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт самого царя и его семьи – супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.
Время правления Эхнатона стало периодом упадка египетской государственности и престижа Египта в международных отношениях, резко контрастирующей с могуществом времён Тутмоса III. Письма, сохранившиеся на клинописных табличках царского дипломатического архива Ахетатона, содержат свидетельства неумелой дипломатии Эхнатона в отношениях с переднеазиатскими государствами. Фараон был слишком увлечён внутренними преобразованиями, чтобы уделять достаточно внимания внешнеполитической активности, без которой не представлялось возможным поддерживать статус Египта как гегемона на Ближнем Востоке. Войн фараон-солнцепоклонник не вёл, в чём отдельные современные историки усматривают доказательство его пацифистских убеждений.
С приходом к власти Эхнатона смена правителей на египетском троне не изменила статус-кво, установившийся в результате военных походов XVIII династии: правители Вавилона, Хатти и Митанни приветствовали восхождение на престол нового правителя и в своих поздравлениях (сохранившихся в Амарнском архиве) выражали надежду на сохранение дружественных отношений, существовавших при Аменхотепе III.
Однако последующие многочисленные донесения охваченных паникой вассалов царя о волнениях в бывших владениях Египта в Азии, которые постепенно стали выходить из-под власти царя и присоединяться к числу вассалов Хеттского царства – основного дипломатического и военного соперника Египта в регионе, – свидетельствуют о потере Эхнатоном контроля над ситуацией в своих азиатских владениях. Были ослаблены и контакты Египта с южными провинциями Нубии, где силами царского наместника ("царского сына Куша") было подавлено несколько восстаний.
Эхнатон был настолько сосредоточен на делах своей семьи и укреплении нового культа, что не уделял должного внимания ни внутренней, ни внешней политике. Во время его правления не было проведено ни одного похода, от Египта отпали Сирия и Палестина. Ко времени правления Эхнатона относится новый подъём могущества индоевропейского народа хеттов, впервые появившегося в египетских источниках при Тутмосе III. Северные области переднеазиатских владений Эхнатона были захвачены царем хеттов Суппилулиумой, наступавшим из Малой Азии. Лояльные фараону правители, например, князь Библа Риб-Адди, подвергались постоянным нападениям хеттских агентов. Иерусалим стал мишенью семитского племени хабиру (возможно, отдельных еврейских племен). Египет терял не только политический престиж, полученный фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку в результате реформ от управления оказались отстранены администраторы-жрецы, сохранявшие верность старому культу.
Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити – принцессы Меритатон и, возможно, сыном царя и одной из его младших жен – царицы Кийа. Спустя два года престол перешел к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона – Анхесенпаатон. Под влиянием высокопоставленных сановников и жречества царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как "врага" ("отступника из Амарны"). Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.
Однако новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. В результате, после смерти фараона в 1347 до н. э., культ Атона ещё оставался государственным во время правления Сменхкары (возможно, младшего брата Эхнатона или самой Нефертити), но уже во время правления Тутанхатона, изменившего свое имя на Тутанхамон, регенты малолетнего фараона Эйе и Хоремхеб провозгласили Эхнатона еретиком, уничтожили его изображения, подвергли приверженцев новой религии гонениям, разрушили Ахетатон, вернули столицу и двор в Фивы, восстановили культовый статус Фив и Мемфиса.
Идиллия царской семьи, воспетая в произведениях искусства и гимнах множества сановников, продолжалась недолго: царица Нефертити, судя по всему, так и не смогла родить царю сына-наследника, в результате чего свои последние годы провела в опале в северном дворце Ахетатона. Однако существует и точка зрения, отождествляющая Нефертити с фараоном Сменхкара и утверждающая, что взамен лишения звания "Главной царской жены" она была возведена в ранг соправителя Эхнатона.
Недолгим было возвышение и второй супруги царя, царицы Кийа, которая, возможно, происходила из царского дома Митанни. Кийа, возможно, родила Эхнатону двух сыновей – Сменхкара и Тутанхатона (Тутанхамона) – и рано скончалась. После исчезновения царицы Кийа все ее надписи и изображения тщательно уничтожались и заменялись именами старшей дочери Эхнатона – принцессы Меритатон. В браке с отцом также состояли дочери Эхнатона – Меритатон и Анхесенпаатон (будущая Анхесенамон), которые, в свою очередь, родили ему дочерей.
Неизвестна судьба останков царя и ближайших членов его семьи. Царская гробница в скалах к востоку от Ахетатона, которая по первоначальному замыслу должна была стать усыпальницей для всей царской семьи, так и не была завершена. Остатки погребального инвентаря, возможно, свидетельствуют о том, что здесь была похоронена рано умершая средняя дочь Эхнатона и Нефертити – Макетатон. В 1907 году Айртон обнаружил в Долине царей тайник (KV55), в котором находились остатки погребального инвентаря царицы Тейе, матери Эхнатона. В саркофаге с сорванной маской и вырезанными именами была найдена мумия молодого мужчины, которая, изначально приписанная Эхнатону, была позже идентифицирована как останки Сменхкара. Превосходные алебастровые канопы, найденные в тайнике, как и сам позолоченный саркофаг, принадлежали матери (?) Сменхкара – царице Кийа.
Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие египетского искусства, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной "набивки" для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Безусловно, следует отметить, что Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии – "Гимн Атону", авторство которого приписывается самому царю и в котором просматриваются параллели с библейскими псалмами, любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства.
В целом, религиозная реформа Эхнатона широкого распространения в египетском обществе не получила и, наоборот, была воспринята враждебно. В своих действиях царь опирался на прослойку "новой" знати, происходившей из беднейших слоев населения, обязанных своим возвышением личной воле фараона, а потому ему преданных. Два с половиной века спустя сосуществование двух слоёв военной знати и жречества в стране породит глубинный раскол египетского общества, который приведет к окончательной деградации царской власти и падению Нового царства.
Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна до нашего времени. С момента открытия остатков Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.
Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенную им в работе "Моисей и монотеизм" (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм – результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман, утверждающий, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей.
В трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие его правления, помимо Атона – зримой формы солнечного диска и других богов – Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., – не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма выступают многие специалисты по эпохе Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.
Однако и мнение, что не существует никаких связей между атонизмом и монотеизмом, является очень поспешным. Более оптимистически настроенные в плане установления таких связей исследователи характеризуют атонизм как протомонотеизм или генотеизм – предпочтение одному из божеств.
Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора – диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о "первой личности в мировой истории" и "отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции".
Исследователи приводят натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона привлекает такие умы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.
В деятельности Великого Эхнатона видели презрение к жречеству, "мировому фарисейству": сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. "Мистику сочетания "Ба" и "Ка" заменяет он", – согласно русскому исследователю, – "юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожиревшим и с двойным подбородком. Юродствует, не желая обожествления. Эхнатон видит себя богодухновенным пророком Солнца, проповедником новой истинной религии, верховным жрецом веры в Единого Бога".
"Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Бога, а прочие – "сыны дьявола". Эхнатон в своем правлении пришел к мысли: Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем." (Атон для Эхнатона – универсальный мировой Бог. Фараон – Его избранник, "возлюбленный сын").
Из оды Аменхотепа IV:
"Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон".
"Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь – не заметят". (пер. И. Яковлева)