В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Отечественная духовная музыка

Знаменный распев


    Знаменный распев – основной распев древне-русской монодической музыки (11-17вв.). Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков–"знамен". Источником для знаменной послужила палеовизантийская (так называемый "Coislin") нотация; из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации музыкального материала – система осмогласия. Мелодика Знаменного распева основана на Обиходном звукоряде, отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линий. В процессе развития Знаменного распева возникло несколько его типов. столповой Знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2-3, реже 4 тона (наиболее типичное число тонов в одном знамене-невме); встречаются и мелизматические вставки (Фита*). Он имеет богатейший фонд мелодий-попевок,связь и последовательность которых подчиняется определённым правилам. Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Им распеты основные певческие книги – Ирмологион, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники. Малый знаменный распев – силлабического стиля, речитативный – предназначен для ежедневных служб. Ему близки подобны старого Знаменного распева, встречающегося в рукописях с 11 в. Большой Знаменный распев мелизматического стиля возник в 16 в.; среди его создателей – распевщики Федор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики. Большой Знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка(чередование поступенного движения и скачков).

    Знаменный распев послужил источником путевого распева и демественного распева; развитие знаков письменной нотации лежит в основе путевой и демественной нотаций. Мелодии Знаменного распева использовались в многоголосном строчном пении, партесном пении (3-х и 4-х голосные гармонизации). В 1772 Синодальной типографией были изданы нотолинейные одноголосные певческие книги с песнопениями знаменного и других распевов, послужившие основой для обработок и гармонизаций 19-20 вв. К гармонизации Знаменного распева обращались М.И.Глинка, М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский; новые принципы обработки Знаменного распева, найденные А.Д.Кастальским и основанные на русском народно-песенном многоголосии, оказали влияние на творчество П.Г.Чеснокова, А.В.Никольского, А.Т.Гречанинова, С.В.Рахманинова (Литургия, Всенощное бдение и др.). Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.

    *Фита – мелодическая формула мелизматического стиля, применявшаяся в византийской и древне-русской музыке. В музыкальных памятниках разного времени встречаются Фиты, обозначавшиеся сокращённо ("тайнозамкненные" Фиты) – с помощью буквы греческого алфавита "фита". С 16 в. Фиты стали выписываться полностью с помощью ряда простых знамён; такая запись использовалась и как расшифровка сокращённых обозначений, получив название "развод".Мелодическое содержание Фиты составляют, как правило, развитые напевы разной продолжительности (например, 17 звуков в Фите "поводной", 67 – в "утешительной"), которые распеваются на 2-3 слога текста. Фиты используются только в начале или середине песнопений. Наиболее широкое распространение Фиты получили в стихирах особо торжественных праздников. Название Фит, их начертания, а также разводы содержатся и в древне-русских музыкально-теоретических руководствах – азбуках музыкальных и фитниках.

    Крюки, знамёна (славянский знамя – знак; латинский neuma), знаки древне-русской безлинейной нотации. Крюковая (по названию одного из её основных знаков) нотация ( также знаменная, или столповая) ведёт происхождение от ранневизантийской (палеовизантийской) нотации и является основной формой древне-русской музыкальной письменности. В развитии знаменной нотации выделяют 3 периода – ранний (11-14 вв.), средний (15-нач.17вв.) и поздний (с сер. 17 в.). Нотация первых двух периодов пока не расшифрована. В 17 в. записи звуковысотной линии появились киноварные пометы, затем тушевые признаки, что сделало знаменную нотацию доступной для расшифровки.Различают беспометные, пометные, одновременно пометные и призначные крюковые рукописи.

    Знаменная нотация имеет идеографический характер. Существуют 3 типа графической фиксации мелодий, соответствующие мелодическим формулам разных масштабных уровней: собственно крюковой – Крюки, обозначающие 1-3 тона (иногда и более) в определённой последовательности; попевочный – включает относительно краткие мелодические формулы, записанные простыми знамёнами, часто с элементами тайнописи ("тайнозамкненности"); фитный – содержит пространные мелодические построения, целиком зашифрованные.

    Литература
    Разумовский Д.В. "Церковное пение в России, в.1-3", Москва,1867-69;
    "Государевы певчие дьяки ХV11 в.", Москва, 1881;
    Смоленский С. "Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца...",Казань,1888;
    Металлов В.М. "Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский, ч.1-2", Москва, 1912;
    Никольский А. "Краткий очерк церковного пения в период 1-Х вв." Петербург, 1916;
    Беляев В.М."Древне-русская музыкальная письменность", Москва, 1962;
    Успенский Н.Д."Древне-русское певческое искусство", Москва, 1971;
    Бражников М.В. "Древне-русская теория музыки", Ленинград, 1972;
    "Лица и фиты знаменного распева", Ленинград, 1984.



Жанры    Назад