Вечная память [5765k, 4:59 мин.] Скачать
Мужайся, Церковь Христова [4476k, 3:51 мин.] Скачать
Крест хранитель всея вселенныя [1736k, 1:26 мин.] Скачать
Светилен службы Воздвижения Креста Господня
Похвала любви Божией [8205k, 6:39 мин.] Скачать
Из послания св. Апостола Павла (1 Кор. 13, 1-8, 13)
Россия, воспряни! [3461k, 2:37 мин.] Скачать
Слова игумена Андроника
Отец Сергий Трубачев (Сергей Зосимович Трубачев) происходил из рода потомственных священнослужителей Архангельской епархии. Он родился 26 марта 1919 года в селе Подосиновце в семье протоиерея Зосимы Васильевича Трубачева, расстрелянного в феврале 1938 года в Бутове, и его супруги Клавдии Георгиевны. По примеру отца Сергей с юных лет пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. В 1926 году отец Зосима отправился в Саровскую обитель и Дивеево поклониться преподобному Серафиму и взял с собой восьмилетнего Сережу. Эта поездка оставила в его душе неизгладимый след. С 1932 года семья репрессированного отца Зосимы поселилась у родственников в Сергиевом Посаде. Это имело промыслительное значение в жизни Сергея – с тех пор его судьба была неразрывно связана с этой твердыней русского Православия и незримое заступничество Преподобного Сергия Радонежского хранило его на всех жизненных путях и перепутьях для будущего служения Церкви Божией.
В 1936 году Сергей Трубачев поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, но учеба была прервана призывом в армию и войной. Всю Великую Отечественную Сергей воевал артиллеристом на Белорусском фронте, участвовал в освобождении Смоленска, Минска, Витебска, штурме Кенигсберга. За боевую доблесть был награжден орденами и медалями. После войны продолжал учиться. В 1950 году с отличием окончил теоретический факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, а в 1954 году, тоже с отличием, – оперно-симфоническое отделение Московской государственной консерватории (по классу профессора А.В. Гаука).
Дирижерская деятельность С.З. Трубачева началась еще в годы учебы в Сергиевом Посаде. Он организовал хор при местном оптико-механическом заводе, который вскоре выступал уже вполне на профессиональном уровне. По окончании Консерватории – работа в Карелии. Сергей Зосимович был главным дирижером симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, создал Петрозаводскую хоровую капеллу, осуществил фондовые записи произведений карельских композиторов.
С 1961 года С.З. Трубачев преподавал на кафедре оркестрового дирижирования в Институте им. Гнесиных, в 1967 году был назначен заведующим кафедрой. В 1973 году С.З. Трубачеву присвоено ученое звание доцента, в 1978-м он – и. о. профессора. За годы преподавания он воспитал около 30 выпускников, внес ценный вклад в теоретическое обобщение педагогического опыта воспитания оркестровых дирижеров. С.З. Трубачев – автор целого ряда статей, посвященных дирижерскому мастерству, теории и истории дирижерского искусства, а также учебных программ и методических пособий по дирижированию.
Его служебное положение явно не соответствовало обширным познаниям и авторитету как дирижера и педагога. Причина была проста: он был верующим и беспартийным. Впрочем, и формулировка "сын врага народа" могла всплыть в любой момент. Однако вряд ли кто из сотрудников Института догадывался, что обширная музыкально-педагогическая деятельность С.З. Трубачева и тем более его служебное положение занимали далеко не главное место в его душе. Поэтому его уход на пенсию в 1980 году был воспринят сотрудниками с недоумением. На самом же деле именно с 1980 года, когда С.З. Трубачев безвыездно поселился в Сергиевом Посаде, начался расцвет не только его духовной жизни, но и творчества. С Сергиевым Посадом была связана вся его жизнь.
В 1946 году он вступил в брак с Ольгой Павловной – дочерью отца Павла Флоренского. Промыслом Божиим этот брак был предварен знаменательным событием: Таинство Брака над родителями Сергея Зосимовича в 1917 году совершил священник Павел Флоренский. Молодые супруги Сергей и Ольга Трубачевы участвовали в восстановлении Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году. Сергей Зосимович был близок со многими людьми, пережившими страшные годы гонений на Церковь и закрытие Лавры. В его жизни как бы соединились две эпохи Сергиева Посада – эпоха гонений и эпоха возрождения церковной жизни. Поэтому каждая церковная служба воспринималась им как дар Божий, взывающий и об ответном даре верующего сердца. Естественно поэтому было для Сергея Зосимовича внести свои музыкальные способности и дарования в церковную сокровищницу во славу и благодарение Богу. Он установил творческие связи с хорами Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии.
С.З. Трубачевым созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов, которые органически вошли в ткань богослужения. Творчество Сергея Зосимовича, наряду с произведениями признанных мастеров церковной музыки, заняло заслуженное место в репертуаре хоров Троице-Сергиевой Лавры, руководителем которых и ныне является профессор Московской Духовной академии, насельник Лавры архимандрит Матфей (Мормыль), хоров Московской Духовной академии и ее Регентской школы, Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря, Свято-Данилова и Новоспасского монастырей Москвы, московских храмов, а также хоров в различных епархиальных центрах – Харькове, Иванове и других. Особо следует сказать о творческом содружестве Сергея Зосимовича и архимандрита Матфея. Отец Матфей был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем большинства произведений С.З. Трубачева. В то же время Сергей Зосимович, прослушав хоровое исполнение произведения и будучи сам опытным педагогом и дирижером, давал советы регенту и хору в отношении исполнительской культуры. В их взаимообщении проявлялись черты соборного церковного творчества, оно приносило обильные плоды. Не только обогатился и стал особенно выразителен репертуар хора Троице-Сергиевой Лавры, но под влиянием репертуара несколько изменились и обрели завершенность некоторые чинопоследования (пассия, Погребение Пресвятой Богородицы, царские часы, утреня Великого Пятка).
При участии С.З. Трубачева Издательский отдел Московского Патриархата подготовил и издал в качестве приложений к богослужебным книгам соответствующий нотный материал: Триоди Цветная и Постная, Чиновник архиерейского служения, Октоих, Ирмологий (собранный материал по Минеям не был издан). С.З. Трубачев участвовал и в новом для середины 1980-х годов деле издания нотного материала в "Журнале Московской Патриархии", публикуя в числе прочих и свои произведения. Кроме того, в "Журнале Московской Патриархии" был опубликован целый ряд статей С.З. Трубачева по вопросам церковной музыки и колокольного звона.
С.З. Трубачев принимал большое участие в подготовке к изданию многих сочинений священника Павла Флоренского. Он посвятил его памяти написанные на основе изучения архивов отца Павла статьи: "Флоренский и музыка", "Флоренский и М.В. Юдина", "Флоренский и В.А. Фаворский", "Флоренский и М.В. Нестеров", "Сергиев Посад в жизни П.А. Флоренского". С.З. Трубачев участвовал в создании в Сергиевом Посаде Музея священника Павла Флоренского и стал его первым экскурсоводом.
В области агиографии и церковного краеведения С.З. Трубачеву принадлежит ряд статей о Николо-Уссурийском монастыре и его старцах Сергии и Германе, об истории Сергиева Посада и его окрестностях. В течение многих лет Сергей Зосимович помогал в постановке клиросного пения многим храмам, расположенным вокруг Троице-Сергиевой Лавры (в особенности Черниговскому скиту). Особым желанием его было, следуя примеру отца, послужить Господу в священном сане. В 1995 году по благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) он подал прошение Святейшему Патриарху Алексию о рукоположении во диакона. 20 августа 1995 года в академическом храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы ректор Московской Духовной академии епископ Верейский Евгений совершил его хиротонию во диакона. Указом Святейшего Патриарха Алексия II диакон Сергий Трубачев был определен "к служению в Троице-Сергиевой Лавре и ее скитах сверхштатным диаконом". Краткое служение отца Сергия запомнилось благоговением, искренностью, строгим церковным стилем – качествами, столь часто недостающими многим молодым священнослужителям. Хотя служить отцу Сергию в его годы было нелегко, душою он обновился, как бы помолодел и достиг полного расцвета духовных и творческих сил. Он хотел завершить цикл песнопений Божественной литургии, и последним его произведением, почти завершенным, были "Блаженства". В этот момент жизни Господь и призвал его к вечному блаженству.
15 октября 1995 года, в воскресенье, отец Сергий служил в последний раз в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. В ночь с 19 на 20 октября, под день памяти святых Сергия и Вакха, его срочно госпитализировали в Сергиево-Посадскую центральную районную больницу. 25 октября 1995 года он скончался от обширного инфаркта миокарда.
Отпевание состоялось в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры при многочисленном стечении народа. Общее руководство тремя хорами – лаврским, академическим и Регентской школы – осуществлял архимандрит Матфей. Редкое отпевание проходит с такой полнотой, величавой торжественностью таинства и музыкальной насыщенностью. С благодарной душой пришли проститься с отцом Сергием братия Лавры, сотрудники Академии, студенты, семинаристы, ученицы Регентской школы, жители Сергиева Посада, друзья из Москвы, родные.
В жизни отец Сергий был очень простым, добрым и мягким человеком. Грубость, даже разногласия глубоко, иногда до слез ранили его доверчивую душу. Занимая место "начальника хора", он, преображенный гармонией звуков, умел сочетать строгую требовательность с необычайной тактичностью и мягкостью. Но в обычной обстановке его кротость и застенчивость, сохранившиеся до последних дней жизни, никогда не позволяли ему быть в центре внимания. День прощания с отцом Сергием стал исключением: он собрал вокруг себя множество друзей. Господь устроил так, что, когда служилась уже последняя лития у ворот Лавры, в обитель приехал епископ Верейский Евгений, который рукополагал отца Сергия. Он же благословил его в последний путь. Погребен диакон Сергий на Сергиево-Посадском "новом" кладбище близ села Благовещение.