В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Строкин Михаил Порфирьевич

Строкин Михаил Порфирьевич
(1832 - 1887)


    На Иорданстей реце [3102k, 2:28 мин.] Скачать

    Строкин Михаил Порфирьевич — духовный композитор, сын кронштадтского протоиерея, родился в 1832 г., умер 7 июня 1887 г. в Кронштадте. Воспитывался сначала в Петербургской духовной семинарии, откуда в 1859 г. перешел в Петербургскую же духовную академию, курс которой в 1864 г. окончил со степенью кандидата.

    Уже на студенческой скамье С. интересовался духовною музыкою и этому предмету посвятил свое выпускное сочинение — "История церковного пения в России", удостоенное лестной профессорской оценки. Вскоре по выходе из академии, в январе 1864 г., С. был назначен преподавателем логики и психологии в Смоленскую духовную семинарию, а в 1865 г., по собственной просьбе, переведен псаломщиком к православной придворной церкви в Штуттгарт, откуда в начале 1870-х гг. перешел в Петербургскую духовную семинарию на должность учителя немецкого языка и церковного пения, преподаванием последнего предмета занимаясь одновременно и в других учебных заведениях Петербурга, — Мариинском институте и училищах Человеколюбивого общества. Наконец, в 1882 г. он оставил педагогическую деятельность и перешел в Кронштадт на гражданскую службу по морскому ведомству.

    Глубокий знаток и тонкий ценитель духовной музыки и церковного пения, С. еще в бытность в академии руководил ее хором, а позже основал целый ряд частных любительских кружков пения. Как духовный композитор он находился под влиянием светской музыки, особенно итальянской школы, и был не особенно плодовит. Однако то немногое, что написано им, обнаруживает несомненное музыкальное творчество, прошедшее хорошую школу.

    Главнейшие черты, которыми проникнута его музыка — строгое единство, вполне отвечающее своему предмету, и чуждость каких-либо крайностей; мелодии его спокойны, торжественны, иногда грустны и часто трогают сердце.

    Из духовных его композиций известны: "Зряще мя безгласна", "Ныне отпущаеши" (на 4 мужских голоса), "Богородице Дево", "Хвалите Имя Господне" (на 2 хора), "Херувимская", "Милость мира", "Тебе поем", "Хвалите Господа небес" и др.; большинство этих произведений вошло в сборник "Духовно-музыкальные сочинения Строкина", изданный в 1889 г., уже после смерти автора, хором городских церквей в Кронштадте. Еще при его жизни был напечатан популярный светский дуэт "Белеет парус одинокий".

    Литература:
    Надеждин, "История С.-Петербургской духовной семинарии", стр. 570.
    "Духовный Вестник", 1897 г., № 11, стр. 217.
    "Церковный Вестник", 1889 г., № 43.
    А. Родосский, "Биографический словарь студентов первых 28-ми курсов в С.-Петерб. духовной академии, 1814—1869 гг.", СПб. , 1907 г., стр. 483.
    "Энциклопед. словарь" Брокгауза-Ефрона, т. 31, s. v. И. Г. (Половцов)


Жанры    Композиторы