Не отвержи мене во время старости [ 3710k, 6:06 мин.]RealAudio Скачать
Максим Созонтович Березовский окончил Киевскую Духовную Академию, по окончании её был в капелле, где занимался композицией у Цопписа. Так как он отличался особенной одаренностью, то был послан для усовершенствования композиции в Италию. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, у которого занимался и Моцарт. В 1771 году Березовский вернулся в Россию. Здесь судьба его сложилась крайне трагично: Березовский не получил признания и в припадке горячки покончил с собой.
К сожалению, краткая композиторская деятельность Березовского для русской церкви прошла почти без следа. В своем концерте «Не отвержи мене во время старости» (стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70) Березовский даёт классический образец паралитургического концерта итальянского стиля в понимании русского православного, музыкально весьма образованного композитора.
Другое произведение Березовского для церковных хоров написано в совершенно другой форме – в форме речитативных фраз с разнообразными каденциями в конце фраз-членов Символа Веры, причем эти каденции служат иногда модуляциями для продолжения речитатива следующей фразы, на другом аккорде.
Кроме того, Березовскому принадлежат еще несколько причастных стихов, – эти сочинения были даже в свое время напечатаны. Кроме того, в рукописях остались:
1) Литургия,
2) концерт «Отрыгну сердце»,
3) концерт «Милость и суд»,
4) «Слава в вышних Богу»,
5) Причастен «Хвалите Господа с небес»,
6) «Блажени яже избрал»,
7) «Не имамы иныя помощи» и еще нисколько произведений.
В. Металлов, посвятивший свой труд отчасти и критике духовно-музыкальных произведений, так характеризует творчество Березовского: «Произведения Березовского носят на себе меньше следов зависимости от итальянской музыки и во многих отношениях самостоятельны и самобытны, являя собою заметный поворот в развитии первоначального духовно-музыкального творчества в духе и направлении более национальном. Свобода и самостоятельность голосоведения в стиле контрапунктическом, художественность целого предпочтительно пред внешним блеском мелодического движения отдельных голосов, осмысленность в расположении текста с музыкою, сила художественного творчества в целом и замечательная техника в разработке деталей – таковы отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского».
Ранняя смерть Березовского – он умер в возрасте всего лишь 32 лет – не дали возможности его творчеству для хорового богослужебного пения ни развиться, ни углубиться, ни оставить по себе более глубокого следа.