| Жанры
Назад
Композиторы
Романс для голоса (баса[1]) с фортепиано «Благословляю вас, леса…», ор. 47, № 5
Время создания: 1880 год.
Текст: А. К. Толстого. Из поэмы «Иоанн Дамаскин»[2]
Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой[3]
На создание романса П. Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», – писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».
А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства.
Вот текст стихотворения:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого – 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу. См. http://klin.newmail.ru/tchk/image08.htm
Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.
Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… – хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!
Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.
Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. – жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях – в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».
Примечания
[1] Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?
– Да как же, – сказал Лемешев, – романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!
На это Б. Щукин не без юмора ответил:
– Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!
[2] Иоанн Дамаскин (около 675 – около 749) – византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» – энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».
[3] Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.
© Александр МАЙКАПАР
Жанры
Назад
Композиторы
|